Правительство РФ утвердило новый порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. Документ содержит подробные правила не только для расчета размера выплат, но и сроков их уплаты, представления отчетности и проведения проверочных мероприятий.
Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 вводятся новые Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — Правила). Постановление вступает в силу 17 марта, однако Правила будут применяться к правоотношениям, возникшим с 1 января 2016 г. Правила заменят применявшийся до сих пор Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее — Порядок 1992 г.), утвержденный постановлением Правительства РФ от 28.08.92 № 632, а также Правила уменьшения платы за негативное воздействие на окружающую среду в случае проведения организациями, осуществляющими водоотведение, абонентами таких организаций природоохранных мероприятий (утв. постановлением Правительства РФ от 17.04.2013 № 347).
Кроме того, тем же постановлением № 255 утверждены и изменения в Правила, которые вступят в силу позже — с 1 января 2019 и 2020 гг.
Вибрации и шум больше не относятся к вредному воздействию на окружающую среду
Новые Правила по сравнению с устаревшим Порядком 1992 г. очень подробно регулируют круг субъектов, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, порядок исчисления размера, сроки и порядок перечисления такой платы, порядок учета затрат на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, представления отчетности, процедуры по контролю за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Правила содержат немного измененное понятие вредного воздействия на окружающую среду по сравнению с Порядком 1992 г., который содержал открытый перечень видов негативного воздействия. К таковым, например, могли относиться вибрации, шум, электромагнитные и радиационные воздействия. Перечень видов негативного воздействия, установленный Правилами, является закрытым и включает в себя только три вида воздействия:
-
выбросы загрязняющих веществ в атмосферу стационарными объектами;
-
сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
-
хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
В Правилах также конкретизировано, что к плательщикам взносов, помимо юридических лиц, относятся индивидуальные предприниматели, в то время как в Порядке 1992 г. речь идет о физических лицах без указания на наличие такого статуса.
Очень подробно в новых правилах регулируется порядок расчета платежей для разных видов загрязнения, в том числе приводятся расчетные формулы.
Общие принципы исчисления размеров платы за загрязнение не изменились, однако изменились некоторые коэффициенты. В частности, в Порядке 1992 г. повышающий коэффициент, применяемый к плате за сверхлимитное загрязнение окружающей среды, был равен пяти (п. 5). В Правилах его значение увеличилось в пять раз — до 25 (п. 21). Такой коэффициент повышен только для сверхлимитных выбросов в атмосферу и сбросов в водоемы.
Расходы на природоохранные мероприятия нужно подтвердить
Постановление № 255, отменяя правила уменьшения платы за негативное воздействие на стоимость проведенных природоохранных мероприятий (постановление Правительства РФ № 347), сохраняет такую возможность для компаний и предпринимателей.
Плательщики «вредных» платежей по-прежнему смогут вычитать из суммы платы затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные ими, в пределах исчисленной платы по тем показателям (по каждому загрязняющему веществу, по которому производится расчет платы в части выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ), по которым в соответствии с планами снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади предусматривается снижение таких выбросов и (или) сбросов (п. 25).
Под затратами на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду понимаются документально подтвержденные расходы лиц, обязанных вносить плату, в отчетном периоде на финансирование мероприятий (их перечень установлен п. 4 ст. 17 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), включенных в планы снижения выбросов и сбросов, а также расходы на реализацию мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа.
При корректировке размеров платы за негативное воздействие расходы на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, подтверждаются следующими документами:
а) планами снижения выбросов и сбросов, проектами по полезному использованию попутного нефтяного газа и отчетами о ходе их исполнения;
б) договорами с поставщиками, подрядчиками, исполнителями на поставку товарно-материальных ценностей, выполнение работ, оказание услуг, в том числе приобретение оборудования, проектирование, строительство, реконструкцию объектов и сооружений, и платежными документами, оформленными в установленном порядке, подтверждающими факт оплаты оборудования, работ и иных мероприятий, предусмотренных планами снижения выбросов и сбросов, проектом по полезному использованию попутного нефтяного газа, с начала их реализации;
в) документами, подтверждающими оказание услуг, выполнение работ по проектированию, строительству и реконструкции объектов и сооружений, в том числе актами приема-передачи объектов основных средств и ввода их в эксплуатацию, актами о приемке выполненных работ (услуг) и справкой о стоимости выполненных работ (услуг) и затрат, счета-фактуры;
г) заверенной лицом, обязанным вносить плату, пояснительной запиской с расшифровкой сумм денежных средств, затрачиваемых на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа.
Порядок 1992 г. также включал в перечень необходимых подтверждающих документов данные анализов отводимых сточных вод (по каждому веществу, по которому производится расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду), осуществленных лабораториями, аккредитованными в установленном порядке. В Правилах такого требования нет.