В Госдуму поступил законопроект «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», усиливающий гарантии защиты прав покупателей, приобретающих товары через Интернет.
В настоящее время индустрия электронной коммерции развивается очень динамично. По мере развития данного сегмента потребительского рынка и вовлечения в него все большего числа активных пользователей Интернета стали заметнее проявляться не урегулированные законодательством отношения. По мнению авторов законопроекта, это может быть использовано недобросовестными участниками рынка в целях получения максимальной выгоды в ущерб экономическим интересам и законным правам не только самих потребителей, но и добросовестных представителей бизнес-сообщества.
Из-за отсутствия четкой правовой регламентации деятельности хозяйствующих субъектов, не идентифицируемых как классические продавцы (исполнители), они фактически оказываются вне юрисдикции законодательства о защите прав потребителей, не несут бремя соблюдения прав потребителей на информацию о продавце (об изготовителе, исполнителе), реализуемых товарах и предлагаемых услугах. Речь идет о так называемых товарных агрегаторах, которые, не являясь реальными продавцами, выступают в качестве непосредственных получателей денежных средств от потребителей в счет оплаты тех товаров (услуг), которые аккумулируются ими на своих сайтах.
В Европе нашли способ урегулировать подобные вопросы. Директивой Европейского парламента и Совета Европейского союза от 25.10.2011 № 2011/83/ЕС данная тенденция учтена и определено понятие «дистанционные контракты» (организованные схемы дистанционных продаж товаров или дистанционного оказания услуг, которые должны включать схемы, предлагаемые третьими лицами через онлайн-платформы, используемые продавцами (исполнителями), но не являющимися ими). Директива обязывает такого информационного посредника представлять до заключения договора всю необходимую информацию не только о товаре (об услуге), но и о продавце (об исполнителе), в интересах которого он действует (информацию о наименовании, фактическом адресе, телефонном номере, номере факса, об адресе электронной почты и др.).
Разработчики проекта закона полагают, что и в нашем законодательстве пора дополнительно регламентировать правовой статус таких товарных агрегаторов и однозначно определить объем их обязанностей и ответственность. Данные субъекты имеют непосредственное отношение к нарушениям прав потребителей и обязаны в связи с этим принимать меры по устранению причин (условий), способствовавших их совершению.
Предлагается Закон «О защите прав потребителей» дополнить положениями, призванными на законодательном уровне закрепить лицо, определенное законопроектом как агрегатор товаров (услуг) , в качестве самостоятельного субъекта ответственности перед потребителями в части соблюдения их прав на информацию (ст. 9, 12 Закона «О защите прав потребителей»).
Под агрегатором следует понимать информационного посредника, вступающего с потребителями в возмездные отношения, но не заключающего сделки по купле-продажи товаров.