За последние несколько лет почти все наиболее известные иностранные арбитражные учреждения обновили свои регламенты. В России появление новых правил арбитража, помимо естественного процесса развития этого института, обусловлено еще и проведением третейской реформы. «LF Академия» и Арбитражный центр при АНО «Институт современного арбитража» 20 марта провели конференцию, участники которой представляли различные юрисдикции и рассказали об особенностях, о новых регламентах и возможностях своих арбитражных учреждений.
Сингапурский арбитраж
Участники конференции особое внимание уделили новым институтам коммерческого арбитража, таким как множественность сторон, объединение арбитражей и арбитраж из нескольких договоров. Вместе с усовершенствованием регламентов и правил арбитража меняются и практические аспекты ведения арбитража, затрагивающие работу арбитров, сторон и их представителей. В этой связи особый интерес представляет опыт практикующих специалистов в сфере арбитража из зарубежных юрисдикций. Одним из интересных зарубежных учреждений является Международный арбитражный центр Сингапура (Singapore International Arbitration Centre, SIAC). Созданный в 1991 году, сингапурский арбитраж считается самым молодым и динамично развивающимся. Т. Меньшенина, партнер компании Withersworldwide, рассказала, что развитие этого арбитражного учреждения настолько стремительное, что его правила менялись уже три раза. Последний раз – в августе 2016 года. Количество дел, рассматриваемых SIAC, постоянно возрастает. К примеру, в 2016 году Сингапурским арбитражным центром было рассмотрено больше дел, чем Лондонским международным арбитражным судом (LCIA). В Азиатско-Тихоокеанском регионе он очень популярен, однако дел из стран СНГ немного.
Специалисты называют его наиболее прогрессивным. Там практикуется процедура раннего прекращения дел: если иск очень слабый, дело рассматривается очень быстро. Срочного арбитра назначают за один день, решение принимается в течение 14 дней (для сравнения: при тех же требованиях 14-дневного вынесения решения в LCIA срочный арбитр может быть назначен в течение трех дней). Кроме того, согласно последнему регламенту суд SIAC может присоединить к делу третьих лиц без согласия сторон.
Гонконгский арбитраж
Гонконгский международный арбитражный центр (HKIAC) представил лорд П. Голдсмит, королевский адвокат, соуправляющий партнер – глава практики по судебным разбирательствам в Европе и Азии юридической фирмы Debevoise & Plimpton. Он отметил, что различные арбитражные регламенты все больше сближаются. Но есть нюансы, которые не являются общими. Так, в HKIAC выделяются вопросы вознаграждения: можно выбрать почасовую оплату арбитров, а можно любую другую в зависимости от суммы иска.
Как и многие другие арбитражные центры, HKIAC предлагает сторонам возможность использования чрезвычайного арбитра. С тех пор как такая возможность была предусмотрена новым регламентом, поступило 80 запросов на то, чтобы дело рассматривал чрезвычайный арбитр.
Лорд П. Голдсмит сделал акцент на том, что юридическая система Гонконгского арбитражного центра не идентична китайской, она основана на английском праве, в ней продолжаются традиции прецедентного права и почитается судебная независимость. Кроме того, решение гонконгского арбитража является иностранным по отношению к Китаю и в отношении него должны применяться правила исполнения иностранных решений. Вообще, исполнение для гонконгского арбитража – критически важный вопрос.
По словам лорда, среди российских представителей бизнеса гонконгский центр очень популярен, в его списке 26 русскоговорящих арбитров, регламент опубликован на русском языке.
Малайзийский арбитраж
Еще об одном экзотическом месте разрешения споров – о Малайзии поведала Т. Полевщикова, международный советник Регионального арбитражного центра в Куала-Лумпуре (KLRCA). Этот арбитражный центр планирует в текущем году зарегистрировать свое присутствие в России. KLRCA – первый региональный арбитражный центр, созданный в Азии. Проводит независимые разбирательства внутренних и международных коммерческих споров. Центр был создан по соглашению между правительством Малайзии и Афро-Азиатской консультативно-правовой организацией. Центр предоставляет услуги в области арбитража (Arbitration), исламского арбитража (i-Arbitration), ускоренного арбитража (Fast Track Arbitration), медиации (Mediation), арбитражного разрешения доменных споров (domain name dispute). По каждому отдельному способу разрешения споров есть отдельный регламент.
Т. Полевщикова рассказала, что в этом году зарегистрирован первый запрос на ведение дела по законам шариата.
Международный арбитражный суд
После обзора Азиатско-Тихоокеанского региона М. Ямка, управляющий партнер юридической фирмы K&L Gates, председатель Международной торговой палаты Польши предложил переместиться в Европу, в Париж, в центр международного арбитража – Международный арбитражный суд (ICC).
Сейчас публикуются списки всех арбитров ICC, и он с сожалением отметил, что в этих списках нет ни одной русской и польской фамилии. В числе прочих он выделил одну важную поправку регламента, назвав ее революционной. Она касается раскрытия информации о конфликте интересов. Нарушением является сам факт нераскрытия информации о конфликте интересов. Как и для других арбитражных институтов, важны изменения, призванные сократить сроки и упорядочить расходы. Время и расходы связаны здесь напрямую: если арбитр нарушает сроки рассмотрения дела, то его вознаграждение сокращается. Самая последняя новелла, введенная 1 марта, касается сокращенного производства. Такое производство возможно, если сумма спора меньше 2 млн долларов, но если больше этого предела, а стороны хотят пойти по пути ускоренного рассмотрения, то такое тоже возможно. При этом работает, как правило, один арбитр, в процессе рассмотрения дела новые заявления не принимаются, арбитр может сократить количество документов или экспертов.
Немецкий арбитраж
«Путешествие» по Европе участники мероприятия продолжили в сопровождении Д. Менца, заместителя генерального секретаря Немецкого института по арбитражу (DIS), который рассказал об особенностях ведения дел в Немецком арбитражном центре.
В этот институт для решения споров обращаются в основном немецкие компании, иностранных очень мало. В частности, по поводу контрактов стран СНГ рассматривается около 12–15 дел в год. В последнее время очень популярными становятся спортивные дела.
В Немецком арбитражном центре существуют особые регламенты по корпоративным спорам, они, по мнению Д. Менца, должны быть очень привлекательными для России и стран СНГ. Тем более что у DIS заключены договоры о совместной работе с Россией, Узбекистаном, Таджикистаном, Казахстаном и есть русскоговорящие специалисты.
Что касается такого проблемного для многих международных арбитражных центров вопроса, как сроки, то, в отличие от Лондонского и Сингапурского, немецкий арбитраж не преследует цели ускорить процессы. Представитель DIS сравнил рассмотрение дел в арбитраже с вином: «чем дольше, тем лучше». Возможно, эта особенность связана с национальной дотошностью и скрупулезностью, ментальностью немцев: считается, что чем тщательнее будут изучены все обстоятельства, все документы, тем лучше результат. И здесь никаких революций не предвидится, работает еще один важный для немецкого арбитража принцип: не надо ничего чинить, если ничего не сломалось.
По словам Д. Менца, DIS использует очень четкие, скупые формулировки, по возможности всегда старается сократить текст, где это возможно.
Но, несмотря на общую консервативность немецкого арбитража, некоторые изменения в регламенте все же планируются в ближайшее время. Будет ускорено формирование состава суда, планируется отвести на это 21 день, у ответчика появится возможность самому рекомендовать арбитра. Кроме того, арбитражный центр планирует ввести положение о контрактах, все будет основываться на согласии сторон: к примеру, у арбитра не будет возможности присоединить к делу новых участников без согласия сторон спора.
При этом в немецком арбитраже большое внимание уделяется прозрачности и независимости при рассмотрении дел. Президентом состава арбитров не сможет быть назначен представитель того же государства, что и стороны спора.
МКАС в России
Ну а те, кому не нужен «берег Турецкий, чужая земля не нужна», – добро пожаловать в родной МКАС (Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации). Это ведущий в России и странах Восточной Европы третейский суд по разрешению коммерческих споров международного характера, преемник Внешнеторговой арбитражной комиссии, образованной при Всесоюзной торговой палате в 1932 году.
Для МКАС, так же как и для других международных арбитражных центров, актуальны новые тенденции в работе. А. Костин, председатель МКАС, сказал, что не прошли даром почти четыре года дебатов о реформе коммерческого арбитража. Многие новеллы были проработаны и выстраданы, а некоторые «выстрелили» совершенно непредсказуемо. Так, МКАС не боролся за расширение юрисдикции, но это стало возможным, сейчас он может рассматривать не только дела с международным элементом, но и внутренние, корпоративные, спортивные споры.
В своем выступлении А. Асосков, член президиума и председатель комитета по назначениям арбитража корпоративных споров МКАС, отметил, что в результате новаций в отечественной правоприменительной практике появились некоторые проблемы с арбитрабельностью.
Но это, как говорится, уже совсем другая история...
Для читателей, интересующихся проблемами арбитрабельности и путями их преодоления, рекомендуем к прочтению статьи на стр. 4, 5 в № 7–8 (февраль 2017) газеты «эж-ЮРИСТ».