Мрачный прогноз изменения численности населения страны в ближайшие годы представил директор института демографии ВШЭ Анатолий Вишневский. Сокращается количество людей трудоспособного и детородного возраста. Придется завозить сотни тысяч мигрантов.
Как сообщает Центр стратегических разработок (ЦСР), А. Вишневский рассказывал про нехорошие перспективы во время социального форума РСПП. По его словам, Россия вступает в крайне неблагоприятный период изменения возрастной структуры населения. На протяжении долгих лет с учетом небольших колебаний в стране росли численность людей в трудоспособном возрасте и их доля в общей массе, сейчас же страна вступает в полосу резкого падения и доли, и числа таких граждан. Ранее в стране таких процессов не наблюдалось.
Трудоспособное население будет стареть, доля молодого поколения в этой категории будет сокращаться. Это приведет, по мнению директора института, к колоссальному росту нагрузки на одного работающего. А. Вишневский говорил, что долгие годы эта нагрузка падала, в 2011 г. был достигнут минимум за весь послевоенный период. Но теперь она вырастет с 50 до 75 неработающих человек на 100 работников. Это значит, что последним придется содержать гораздо большее число иждивенцев, а сферы здравоохранения и образования получат дополнительную нагрузку.
А. Вишневский напомнил, что после 2007 г. уже резко повысилось число пенсионеров, но тогда Минздрав объяснил ситуацию резким ростом продолжительности жизни. «Это не имеет ничего общего с действительностью», — цитирует эксперта ЦСР. На самом деле в стране выросло число пожилых людей после резкого снижения этого показателя, что объяснялось «следом войны»: в 40-е гг. прошлого века была очень низкая рождаемость, и количество пенсионеров из этого поколения было не так много. Когда на пенсию стали выходить рожденные в послевоенные годы и позже, ситуация стала меняться.
А. Вишневский утверждает: «Что касается продолжительности жизни, то страна только вернулись к показателям, которые наблюдались в 60-е и 80-е гг. прошлого столетия. А если рассмотреть этот показатель для лиц старше 15 лет (то есть без учета смертности в ранних возрастах), то мы увидим другую картину: продолжительность жизни у мужчин меньше, чем даже в 60-е гг.».
Демограф остановился на теме рождаемости. В последние годы тренд был восходящий, число новорожденных росло. «Правительство приписывало заслуги себе и той политике, что оно проводило, но рождаемость не могла не расти», — считает А. Вишневский.
Он объяснил. Сейчас, действительно, число женщин репродуктивного возраста снижается, а рождаемость растет. Но ведь дьявол кроется в деталях. Считается, что детородный возраст женщин — от 15 до 49 лет. «И число этих женщин действительно сокращалось, но это сокращение шло в основном за счет лиц моложе 20 и старше 40, которые не сильно влияют на статистику деторождения. В остальных возрастных категориях детородного возраста наблюдался рост. Поэтому хотя численность слабого пола сократились на 5 млн человек, а в „малорожающих“ категориях даже больше — на 5,7 млн человек, это компенсировалось ростом числа женщин в основных для деторождения возрастах», — рассказал эксперт.
Но этот период кончился, и страна стоит на пороге сокращения численности женщин самого подходящего для рождения детей возраста — от 25 до 30 лет. По мнению А. Вишневского, «мы перешли уже точку максимума, сейчас эта кривая резко пойдет вниз — мы столкнемся с резким спадом рождаемости… И никакие меры политики не смогут изменить ситуацию». Он говорил, что через два-три года, после завершения периода слабого естественного прироста населения, на демографическом графике восстановится знаменитый «русский крест» — пересечение числа рождений и смертей, где первая кривая падает, а вторая — растет.
По словам эксперта, слабый прирост населения в последние годы был связан в основном с притоком мигрантов. С начала 90-х гг. в Россию приехало примерно 9 млн человек, что уменьшило естественную убыль, иначе страна бы потеряла в численности 13 млн человек. Но ресурс возврата россиян из стран СНГ на родину исчерпан. «И если мы хотим продолжения прироста, значит, понадобится еще больше мигрантов — выходцев из соседних стран, их число должно увеличиваться на сотни тысяч в год. Но готовы ли к этому россияне?» — вопрошал директор института.