Из-за противоречивости требований институтов развития и сложности их исполнения бизнес не всегда может воспользоваться государственной поддержкой. А тенденция все большей бюрократизации процедур, возникшая в ответ на возросший риск антикоррупционных расследований в отношении сотрудников государственных структур, делает получение господдержки еще более недоступным, жаловались представители предпринимателей на Российском инвестиционном форуме в Сочи. Сами институты развития тоже заметили эту проблему и начали обучать потенциальных клиентов тому, как получить их поддержку. Наиболее комплексно подошел к этому Российский экспортный центр (РЭЦ), организовавший системное обучение предпринимателей как нюансам экспорта, так и получения финансовых и нефинансовых инструментов его поддержки. О работе Образовательного проекта РЭЦ в перерыве заседаний форума «ЭЖ» рассказала его директор Алиса Никитина.
«ЭЖ»: Как появилась идея создания Образовательного центра РЭЦ?
Алиса Никитина: Фронт-офис РЭЦ получал и получает множество вопросов от начинающих экспортеров не только о том, как воспользоваться инструментами поддержки экспорта, но и как, например, искать рынки и покупателей. Предпринимателям банально не хватает информации о том, как выходить на международные рынки. Среди основных препятствий на этом пути они называют отсутствие знаний и денег. Это подтверждают и многочисленные исследования, которые проводили «ОПОРА России», МСП Банк, Внешэкономбанк.
Нам стало понятно, что для преодоления этих барьеров традиционными формами поддержки не обойтись и надо обучать: давать предпринимателям понятные алгоритмы действий, учить работать с источниками информации и т. д. А также давать знания о том, где и какую поддержку они могут получить. Таким образом, Образовательный проект РЭЦ появился в ответ на потребность предпринимателей и был запущен вскоре после начала работы РЭЦ — в апреле 2016 г. Тогда на предложение принять участие в проекте откликнулись 35 из 80 субъектов Российской Федерации, из которых были выбраны 13 с наибольшим экспортным потенциалом. Критериями отбора регионов были мотивированная местная администрация и наличие инфраструктуры поддержки экспорта. Ну и конечно, наличие в регионе экспортноориентированных предприятий и действующих экспортеров. Сейчас к 13 регионам присоединились еще 17, в результате проект реализуется теперь в каждом из федеральных округов, кроме Северо-Кавказского.
«ЭЖ»: По каким направлениям идет обучение?
А. Н.: Мы не обучаем напрямую, мы разрабатываем программы и методики обучения для руководителей предприятий малого и среднего сегмента, а потом вместе с регионами отбираем и готовим штат тренеров, которые после обучения и аттестации получают право преподавать курс предпринимателям на местах.
Программа была сформирована просто: типовой экспортный проект мы разделили на основные этапы и каждому из них посвятили отдельный учебный курс. Обучение начинается с курса введения в экспортную деятельность, в ходе которого рассказывается, из чего она состоит и какую господдержку могут получить экспортеры. А дальше — курсы маркетинга, деловых коммуникаций, изучение правовых аспектов подготовки экспортных контрактов, погружение в тонкости экспортного документооборота и использования финансового инструментария, который может потребоваться для реализации экспортной сделки, таможенного оформления и логистики.
Всего сейчас подготовлены и преподаются восемь курсов, скоро по просьбам предпринимателей мы запускаем новые программы: по возврату валютного НДС и интернет-торговле. Еще один новый курс будет посвящен продуктам группы РЭЦ — их много, и предприниматели путаются и плохо понимают, как они работают и как их можно эффективно комбинировать между собой. Два дня этого курса будут посвящены тому, как структурировать свой запрос в РЭЦ, первый день — на нефинансовую поддержку, второй — на финансовые инструменты.
«ЭЖ»: Интересы обучающихся по вашей программе могут оказаться географически разнонаправленными, а в разных странах — разные требования и порядки получения той же разрешительной документации. Как это учитывается в программах образовательного проекта?
А. Н.: Отдельных страновых блоков у нас пока нет, но в рамках каждого курса проговариваются те или иные страновые особенности, например требования к сертификации в США, ЕС и т.п.
«ЭЖ»: Как финансируется обучение?
А. Н.: РЭЦ как институт развития берет на себя все расходы, связанные с разработкой программ и обучением тренеров — для них оно бесплатно проводится в Москве, а командировочные расходы оплачивает субъект Федерации.
Реализация проекта в регионах — аренда помещений, приглашение слушателей, раздаточные материалы, кофе-брейки — финансируются либо из регионального бюджета, либо частично компенсируются из федерального бюджета Минэкономразвития — в рамках деятельности центров поддержки экспорта. Центры также оплачивают работу тренеров, с которыми заключают договор.