ФАС России предложила закрепить в КоАП РФ самостоятельный состав правонарушения «воспрепятствование законной деятельности должностного лица федерального антимонопольного органа» и установить за него повышенные штрафы. Для юридических лиц предусмотрен оборотный штраф в процентах от выручки, который не может быть меньше 100 000 руб.
Новая ст. 19.4.3 может появиться в КоАП РФ по инициативе ФАС России. В этой норме предполагается закрепить отдельный состав административного правонарушения «воспрепятствование законной деятельности должностного лица федерального антимонопольного органа, его территориального органа» (размещен на портале regulation.gov.ru под ID 02/04/03-17/00063034)
Действующая редакция КоАП РФ предусматривает общий состав нарушения «воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля» (ст. 19.4.1). В настоящее время он применяется в том числе и к случаям воспрепятствования проверкам ФАС России. На это было прямо указано в п. 5.3 письма ФАС России от 26.12.2011 № ИА/48530, которое хотя и было впоследствии признано недействующим (см. решение ВАС РФ от 24.06.2014 № ВАС-7907/2013), однако отражает сложившуюся в практике позицию, в том числе и по вопросу привлечения к ответственности за воспрепятствование проверкам антимонопольного органа.
Однако ФАС России считает штрафы, предусмотренные ст. 19.4.1 КоАП РФ, не соответствующими нарушению в случае, если речь идет о проверках антимонопольного органа. Так, на сегодняшний день штраф за препятствование проведению проверки, повлекшее невозможность ее проведения, для компаний составляет от 20 000 до 50 000 руб., а при повторном нарушении может достигнуть 100 000 руб.
В случае принятия поправок штраф за воспрепятствование проверкам ФАС России или уклонение от них составит: для граждан — от 10 000 до 15 000 руб., для должностных лиц — от 30 000 до 50 000 руб., а для юридических лиц он может и вовсе стать оборотным и составить от 1/200 до 1/100 совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), но не менее 100 000 руб.
Надо отметить, что оборотные штрафы (рассчитывающиеся в процентах от суммы выручки) предусмотрены для большинства правонарушений, посягающих на конкуренцию. Подобный механизм расчета позволяет ФАС России взыскивать с участников хозяйственного оборота весьма существенные штрафы. Он представляет собой эффективный механизм перераспределения существенной части прибыли компании в пользу государства.
Рассматриваемый проект нацелен на усиление административных рычагов воздействия ФАС России на бизнес и достаточно сильно ущемляет интересы предпринимателей. Кроме того, вызывает вопрос возможность дифференциации размеров штрафов в зависимости от того, каким государственным органом осуществляется проверка.
До 29 марта 2017 г. проект проходит публичные обсуждения.