Специалисты Минфина России согласились с тем, что компания не обязана предоставлять налоговым органам в рамках камеральной проверки документы, подтверждающие правомерность применения пониженной ставки по налогу на имущество. Такая позиция высказана в письме от 02.03.2017 № 03-02-07/1/12009. Отметим, что данная точка зрения справедлива для всех налогов, а не только для налога на имущество.
В комментируемом письме финансисты рассмотрели следующую ситуацию. В ходе камеральной проверки налоговые органы истребовали у организации документы, из которых было бы видно, что она обоснованно исчисляла налог на имущество по пониженной ставке. Компания не предоставила налоговикам такие документы. За это инспекторы привлекли ее к ответственности по ст. 126 НК РФ за непредставление налоговым органам документов, необходимых для осуществления налогового контроля. Организация решила поинтересоваться в финансовом ведомстве, насколько правомерны действия контролеров.
Льгота и пониженная ставка не одно и то же
Специалисты Минфина России указали на различие таких элементов налогообложения, как налоговая ставка и налоговая льгота. Эти понятия нельзя ставить на одну чашу весов. Поэтому истребование налоговыми органами при камеральной проверке документов возможно только для подтверждения обоснованности применения налоговой льготы, а не налоговой ставки. Приведем аргументацию финансового ведомства.
Налоговый кодекс дает налоговикам право требовать от налогоплательщиков документы, служащие основанием для расчета и уплаты налогов, а также подтверждающие правильность исчисления и своевременность перечисления налогов (подп. 1 и 2 ст. 31 НК РФ). Однако порядок истребования документов при камеральных и выездных проверках отличается.
Правила проведения камеральных проверок прописаны в ст. 88 НК РФ. Так, п. 7 данной нормы Кодекса запрещает инспекторам запрашивать у налогоплательщиков дополнительные сведения и документы, истребование которых не предусмотрено ст. 88 НК РФ, или документы, представление которых вместе с налоговыми декларациями (расчетами) не предусмотрено Налоговым кодексом.
О том, что имеют право требовать налоговики в ходе камеральной проверки, сказано в п. 6 ст. 88 НК РФ. Это документы, подтверждающие право на использование налоговых льгот.
Финансисты отметили, что Налоговым кодексом разграничено регулирование (в том числе установление и применение) налоговых ставок и налоговых льгот как самостоятельных элементов налогообложения (п. 1 и 2 ст. 17 НК РФ). А в письме от 03.09.2015 № 03-05-05-01/50668 специалисты Минфина России прямо указали, что согласно ст. 17 НК РФ налоговая ставка является одним из обязательных элементов налогообложения, определение которой необходимо для признания соответствующего налога установленным. Налогоплательщик не может отказаться от установленной налоговой ставки либо изменить ее размер, в том числе отказаться от пониженной ставки, если она предусмотрена НК РФ. В отличие от обязательных элементов налогообложения налоговая льгота является самостоятельным элементом налогообложения и может предусматриваться при установлении налога лишь в необходимых случаях. Поэтому в формально-юридическом смысле налоговые ставки и налоговые льготы являются разными элементами налогообложения.
Что касается налога на имущество организаций, то льготы в виде освобождения от налогообложения установлены в ст. 381 НК РФ. При этом ни ст. 381 НК РФ, ни в целом главой 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ не предусмотрены в перечне налоговых льгот дифференцированные (пониженные) налоговые ставки по данному налогу. Кроме того, согласно положениям ст. 372 НК РФ региональные власти, вводя на своих территориях налог на имущество организаций, сами определяют налоговые ставки (в пределах, установленных главой 30 НК РФ ставок), а также могут предусмотреть налоговые льготы и основания для их применения.
Решать вопрос нужно наверху
В рассматриваемом письме Минфин России высказал еще одну интересную точку зрения. Финансисты указали, что при наличии разграничения таких элементов налогообложения, как налоговая ставка и налоговая льгота, при установлении пониженных налоговых ставок и налоговых льгот все равно достигаются определенные цели льготного налогообложения. Согласно п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере. Согласитесь, при использовании пониженной ставки налог также уплачивается в меньшем размере. Очевидно, именно поэтому налоговые органы на местах и относят пониженную ставку к налоговым льготам.
По мнению финансового ведомства, чтобы избежать споров, необходимо дополнительное законодательное регулирование и прямое указание в Налоговом кодексе на полномочия налоговых органов по истребованию у налогоплательщиков при проведении камеральных проверок документов, обосновывающих применение дифференцированных (пониженных) налоговых ставок, например, как это сделано в п. 8.6 ст. 88 НК РФ. В этой норме Кодекса прямо указано на то, что налоговики имеют право истребовать при камеральных проверках документы, подтверждающие обоснованность использования пониженных тарифов по страховым взносам.
Судебная защита
Ну а пока на законодательном уровне данный вопрос не урегулирован, налогоплательщикам остается только через суд доказывать неправомерность действий налоговых органов. Право на это дает глава 19 НК РФ.
Арбитражная практика на стороне налогоплательщиков. Примером может служить постановление АС Северо-Западного округа от 10.06.2015 № Ф07-2976/2015. В нем рассматривался спор о правомерности истребования в рамках камеральной проверки документов, подтверждающих применение ставки НДС в размере 10%. Суды сказали следующее. Налоговый кодекс не предусматривает перечня документов, которые налогоплательщик обязан представить в инспекцию вместе с налоговой декларацией по НДС для подтверждения права на применение пониженной ставки. Поэтому у налогового органа отсутствует право на истребование таких документов в рамках ст. 88 НК РФ.