Федеральным законом от 03.07.2016 № 326-ФЗ «О внесении изменений…», вступившим в силу с 15.07.2016, в КоАП РФ включена ст. 5.35.1, предусматривающая административную ответственность за неуплату алиментов. Сразу же после введения этой нормы возникло множество вопросов, связанных с ее практическим применением. Проанализируем и обобщим практику применения данной статьи за семь месяцев действия, выявим сложности, возникающие при привлечении к ответственности за указанное правонарушение.
Материальная сторона дела
Нормы ст. 5.35.1 КоАП РФ предусматривают административную ответственность за неуплату родителем (трудоспособными детьми) без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста (нетрудоспособных родителей), в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства.
Таким образом, существенными признаками объективной стороны данного правонарушения являются:
–период, в течение которого допущен факт неуплаты алиментов;
–отсутствие уважительных причин для неуплаты алиментов,
–а также то, что факт неоплаты алиментов допущен в нарушение порядка, предусмотренного решением суда или нотариально удостоверенным соглашением об уплате алиментов.
По поводу периода неоплаты алиментных платежей основными вопросами, которые возникли в первые же дни, после введения в действие ст. 5.35.1 КоАП РФ, стали вопросы о том:
–с какого момента возможно применение положений ст. 5.35.1 КоАП РФ: непосредственно с 15.07.2016 или не ранее, чем по истечении двух месяцев после 15.07.2016;
–возможно ли применение положений ст. 5.35.1 КоАП РФ за факты неуплаты алиментов в течение двух и более месяцев, имевших место до 15.07.2016.
Правонарушение, предусмотренное ст. 5.35.1 КоАП РФ, является длящимся, и один из обязательных критериев объективной стороны правонарушения – срок неуплаты алиментов в течение двух и более месяцев с момента возбуждения исполнительного производства.
Вместе с тем согласно ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, устанавливающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Таким образом, из буквального толкования указанных норм следует, что по тем исполнительным производствам, по которым на 15.07.2016 имелись факты неуплаты алиментов в течение двух и более месяцев, привлечь должников к административной ответственности невозможно, поскольку норма ст. 5.35.1 КоАП РФ в силу ст. 1.7 КоАП РФ на данные правоотношения не распространяется.
Значительное количество дел об административных правонарушениях прекращалось именно со ссылкой на положения ст. 1.7 КоАП РФ, поскольку, как указывали суды, за факты неоплаты алиментных платежей, имевших место до 15.07.2016, должник не может быть привлечен к административной ответственности.
Однако не все суды соглашались с указанной позицией, они распространяли действие ст. 5.35.1 КоАП РФ на правоотношения, возникшие до 15.07.2016.
Так, одним из первых опытов применения положений ст. 5.35.1 КоАП РФ в Волгоградской области (после введения Федерального закона от 03.07.2016 № 326-ФЗ «О внесении изменений…») явилось Постановление мирового судьи судебного участка № 25 Волгоградской области от 20.07.2016 (то есть вынесенное чрез пять дней после введения в действие Закона № 326-ФЗ) по делу № 5-123-429/2016, которым к административной ответственности привлечен должник за факт неоплаты алиментов с 2015 года.
Аналогичное выражение позиции по данному вопросу можно найти и в судебной практике иных регионов (например, Постановление Тверского областного суда от 10.11.2016 по делу № 4А-547/2016).
Окончательная точка в указанном вопросе поставлена Президиумом ВС РФ в Обзоре судебной практики ВС РФ № 4 (2016), в котором указано, что в случае, если исполнительное производство было возбуждено до 15.07.2016 и после этой даты выявлена неуплата средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, длительностью более двух месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, такое лицо может быть привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ.
Для привлечения лица к административной ответственности неуплата алиментов должна осуществляться в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Под правильным исполнением судебного акта подразумевается его исполнение в точном соответствии с тем способом и порядком его исполнения, которые определены законодательством и самим судебным актом.
Согласно ч. 1 ст. 81 Семейного кодекса РФ алиментные платежи должны оплачиваться ежемесячно в полной сумме.
Неуплата алиментных платежей в установленные сроки, а также оплата не в полном объеме, то есть не в том объеме, который определен судебным актом или нотариально удостоверенным соглашением об уплате алиментов, является неуплатой средств в нарушение судебного акта или указанного соглашения; то есть в нарушение того способа и порядка исполнения, который определен исполнительным документом.
Таким образом, под нарушением, о котором идет речь в ст. 5.35.1 КоАП РФ, могут пониматься нарушения порядка исполнения исполнительного документа, которые выражаются в виде неуплаты алиментов в полном объеме, уплаты алиментов не в полном объеме и уплаты алиментов с нарушением сроков их оплаты.
Неуплата алиментов в полном объеме. При этом последующие действия по погашению задолженности не являются основанием для непривлечения виннового лица к административной ответственности.
Так, Постановлением Санкт-Петербургского городского суда от 19.12.2016 № 4а-1665/2016 по делу № 5-292/2016-15 отказано в удовлетворении жалобы должника, привлеченного к административной ответственности по ст. 5.35.1 КоАП РФ, на судебные акты нижестоящих судов ввиду того, что должником оплачена задолженность до рассмотрения мировым судом дела об административном правонарушении.
Суд обратил внимание, что указание в жалобе на то, что до рассмотрения дела мировым судьей вся задолженность по алиментам была погашена, не может послужить основанием для освобождения последнего от административной ответственности, поскольку не свидетельствует об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ.
Уплата алиментов не в полном объеме (частичная оплата, независимо от суммы частичной выплаты). В настоящее время по указанному вопросу отсутствует единая судебная практика и термин «неуплата», используемый в конструкции правовой нормы, некоторыми судами понимается как полное отсутствие оплаты денежных средств. При этом в случае даже незначительных выплат, а также выплат, произведенных против воли лица (то есть в ходе принудительного обращения взыскания на имущество должника), дело об административном правонарушении прекращается в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Например, Постановлением мирового судьи судебного участка № 123 Волгоградской области от 17.01.2017 по делу № 5-25/2017 прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ в отношении Толмачева В.Н.
В качестве фактических обстоятельств, в результате которых суд пришел к указанному выводу, послужили факты незначительных выплат (2000,00 руб.) со стороны Толмачева В.Н. в счет алиментных платежей, при том, что за вменяемый период должник ежемесячно обязан был оплачивать алименты в размере 8960,75 (а всего за два месяца – 17 921,50 руб.).
Решением Котельниковского районного суда Волгоградской области от 14.02.2017 по делу № 12-11/2017 жалоба судебного пристава – исполнителя на указанное Постановление мирового судьи оставлена без удовлетворения.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 32 Волгоградской области от 06.10.2016 по делу № 5-31-432/2016 прекращено дело об административном правонарушении по ст. 5.35.1 КоАП РФ в отношении должника Попова М.С. признавшего в ходе судебного заседания свою вину, имеющего задолженность по алиментным платежам в размере 12 666,96 руб., в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В качестве оснований для прекращения производства по делу явилось то, что в рамках исполнительного производства судебный пристав – исполнитель в результате применения мер принудительного исполнения в виде обращения взыскания на денежные средства на счете должника взыскал 2 638,27 руб. Добровольно же должником алиментные обязательства не исполнялись.
Вместе с тем суд указал, что добровольность или, напротив, принудительность уплаты алиментов не предусматривается конструкцией ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ в качестве одного из условий для квалификации деяния. В таком случае факт неуплаты алиментов, то есть непоступление средств надлежащему взыскателю от обязанного родителя – должника, материалами дела не подтвержден, в связи с чем суд не усмотрел признаков состава административного правонарушения.
В другом случае Постановлением мирового судьи судебного участка № 62 Волгоградской области от 22.11.2016 по делу № 5-62-808/2016 должник по алиментным обязательствам признан виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ при наличии ежемесячных частичных выплат в размере 3000–5000 руб.
Более того, в производстве органов дознания уже находятся уголовные дела в отношении должников, ранее привлекавшихся к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ в связи с неполной (частичной) оплатой алиментов.
Так, Постановлением мирового судьи судебного участка № 133 Волгоградской области от 12.08.2016 по делу № 5-133-1144/2016 к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ привлечена Пономарева С.В. не в полном объеме оплачивавшая алиментные платежи (частичная оплата составила 11 000,00 руб.).
После привлечения к административной ответственности и отбытия назначенного ей административного наказания указанный должник мер по оплате алиментов в полном объеме не принял (также произведена частичная оплата в размере 2000,00 руб.). В связи с этим 14.02.2017 дознавателем Волжского городского отдела судебных приставов № 1 УФССП России по Волгоградской области в отношении данного лица возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 157 УК Российской Федерации.
Уплата алиментов с нарушением сроков их оплаты. В обобщении практики по применению судами Волгоградской области ст. 157 УК РФ за 2012–2013 годы, доведенном Письмом Волгоградского областного суда от 08.09.2014 № 02-05-05-25/14, указано, что алименты, согласно ст. 81, 83, 86 Семейного кодекса РФ, являются ежемесячными платежами, для которых Законом № 229-ФЗ установлены соответствующие сроки уплаты, а именно:
–если должник не состоит в трудовых правоотношениях, то должен перечислять алименты до окончания текущего месяца (ст. 15, 16 Закона № 229-ФЗ);
–если должник состоит в трудовых правоотношениях, то должен перечислять алименты в течение трех дней со дня выдачи заработной платы (перечисление осуществляет работодатель (ст. 98 Закона № 229-ФЗ).
Таким образом, оплата алиментов, произведенная хоть и в полном объеме, но с нарушением сроков их оплаты, должна также рассматриваться как действия, образующие объективную сторону состава административного правонарушения по ст. 5.35.1 КоАП РФ.
Например, если в исполнительном документе предусмотрено взыскание алиментов ежемесячно с 01.01.2016, то, если сумма очередного платежа поступает позднее первого числа очередного месяца, платеж считается просроченным, исполнение произведено с нарушением установленного исполнительным документом порядка исполнения.
Так, Постановлением мирового судьи судебного участка № 122 Волгоградской области от 23.09.2016 по делу №5-116/2016 должник привлечен к административной ответственности по ст. 5.35.1 КоАП РФ. При этом суд указал на то, что осуществление должником несистематических выплат денежных средств в счет оплаты алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка следует рассматривать как действия должника, совершенные во избежание привлечения к административной и уголовной ответственности.
Таким образом, ввиду наличия обозначенных разногласий в судебной практике при толковании понятия «неуплата» представляется необходимым:
–внести в конструкцию правовой нормы соответствующие уточнения;
–либо на уровне Верховного Суда РФ дать разъяснения в части единообразного толкования понятия «неуплата», используемого в ст. 5.35.1 КоАП РФ в ходе применения указанной нормы судами.
Уважительные причины
Факт неоплаты алиментных платежей не является основанием для привлечения к административной ответственности при наличии уважительных причин.
В качестве уважительных причин, препятствующих привлечению к административной ответственности, может рассматриваться, например, факт нахождения у должника детей, на которых решением суда взысканы алиментные платежи, на его иждивении.
Так, Постановлением мирового судьи судебного участка № 61 Волгоградской области от 30.09.2016 по делу №5-61-467/2016 прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении должника по исполнительному производству, имеющего задолженность по уплате алиментов в размере 34 000,00 руб. В качестве оснований для принятия указанного решения судом установлено, что должник забрал у взыскателя детей, дети зарегистрированы и проживают совместно с должником и находятся на его иждивении.
Анализ складывающейся судебной практики по ст. 5.35.1 КоАП РФ показывает, что суды в качестве уважительных причин неуплаты алиментных платежей не признают следующие обстоятельства:
–отсутствие официального заработка и отсутствие у должника средств на содержание ребенка. Так, в Постановлении мирового судьи судебного участка № 67 Волгоградской области от 26.07.2016 по делу №5-133/2016 указано, что в силу ч. 1 ст. 80 Семейного кодекса РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Закон не ставит данную обязанность в зависимость от наличия или отсутствия у родителя необходимых для содержания денежных средств.
По данному моменту представляет интерес также позиция, выраженная в Постановлении Орловского областного суда от 22.12.2016 по делу № 4А-244/2016, которым суд не признал в качестве уважительной причины тот факт, что задолженность по алиментам у обязанного лица образовалась в связи с его незаконным увольнением работодателем. Как указал суд, доказательств, подтверждающих, что после увольнения заявитель предпринимал какие-либо попытки к осуществлению самостоятельного поиска работы, а также к регистрации в органах государственной службы занятости населения в целях последующего трудоустройства, при рассмотрении дела представлено не было, что свидетельствует об отсутствии уважительности причин неуплаты им алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка более двух месяцев;
– отсутствие у должника сведений о банковском счете взыскателя, на который следует перечислять алиментные платежи (Постановление мирового судьи судебного участка № 62 Волгоградской области от 17.11.2016 № 5-62-800/2016);
– наличие у должника инвалидности и длительное пребывание на лечении в стационарном лечебном учреждении (Постановление мирового судьи судебного участка № 67 Волгоградской области от 06.10.2016 № 5-133-1334/2016);
– нахождение должника, обязанного уплачивать алиментные платежи, на иждивении третьего лица (Постановление мирового судьи судебного участка № 110 Волгоградской области от 15.08.2016 № 5-110-235/2016);
– неуплата алиментов в связи с уплатой денежных средств на содержание иного ребенка должника (Постановление мирового судьи судебного участка № 110 Волгоградской области от 11.08.2016 № 5-134-509/2016);
–наличие у должника официального места работы, о котором последний не сообщил судебному приставу – исполнителю для обращения взыскания на заработную плату в установленном порядке (Постановление мирового судьи судебного участка № 42 Волгоградской области от 24.08.2016 № 5-42-484/2016).
В ряде случаев суды прекращают производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием соответствующего состава, ссылаясь на факт достижения ребенком, на содержание которого взысканы алименты, совершеннолетия (например, Постановление мирового судьи судебного участка № 71 Волгоградской области от 27.07.2016 по делу № 5-71-495/2016).
Вместе с тем указанная позиция представляется ошибочной, поскольку:
–даже после достижения ребенком совершеннолетия при наличии непогашенной задолженности, образовавшейся до достижения 18 лет, должник продолжает быть обязанным к выплате данных средств, которые являются не чем иным, как средствами (задолженностью) по алиментному обязательству (о чем Президиум ВС РФ указывал еще 23.11.2005 в ответах на вопросы о практике применения судами Кодекса РФ об административных правонарушениях, жилищного и земельного законодательства, иных федеральных законов (Бюллетень ВС РФ № 3, 2006);
–срок давности привлечения к административной ответственности за совершение данного правонарушения составляет два года (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ) и не прерывается даже после достижения ребенком совершеннолетия.
Процессуальные аспекты
Должностные лица. Правонарушения, предусмотренные ст. 5.35.1 КоАП РФ, уполномочены выявлять должностные лица органов внутренних дел и должностные лица ФССП России (п. 1 и п. 77 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
Вместе с тем с учетом специфики состава данного административного правонарушения, предусматривающего исчисление срока неуплаты алиментов с момента возбуждения исполнительного производства, о котором должностные лица органов внутренних дел объективно не могут знать (поскольку исполнительные производства могут находиться в производстве только судебных приставов – исполнителей), основную массу данных правонарушений выявляют должностные лица ФССП России.
Перечень должностных лиц, уполномоченных выявлять данный состав административного правонарушения, предусмотрен в Приказе ФССП России от 22.11.2016 № 603.
На уровне структурных подразделений территориальных органов ФССП России, которые непосредственно ведут исполнительные производства о взыскании алиментных платежей, протоколы составлять имеют право:
–начальники структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов – старшие судебные приставы, их заместители;
–судебные приставы – исполнители;
–судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов;
–должностные лица территориального органа ФССП России, правомочные либо уполномоченные начальником органа дознания территориального органа ФССП России осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.
Протокол об административном правонарушении. При выявлении признаков состава административного правонарушения должностное лицо ФССП России возбуждает дело об административном правонарушении путем составления протокола об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении составляется с обязательным участием лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку указанный протокол должен быть рассмотрен и решение по нему должно быть принято в день составления протокола.
В протоколе об административном правонарушении, кроме прочего, должны быть указаны такие обязательные сведения (ст. 28.2 КоАП РФ), как:
–дата и место его составления;
–должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
–сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а именно: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес регистрации и фактического места жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность;
–фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;
–обстоятельства совершения административного правонарушения, а именно: место, время совершения и событие административного правонарушения;
–часть статьи и статья КоАП РФ, предусматривающие административную ответственность;
–объяснение физического лица, в отношении которого возбуждено дело.
Дела об административных правонарушениях по ст. 5.35.1 КоАП РФ подведомственны мировым судьям (ст. 23.1 КоАП РФ).
Административный арест. Санкция ст. 5.35.1 КоАП РФ предусматривает в качестве наказания в том числе административный арест.
Согласно п. 23.4 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 дела об административных правонарушениях, влекущих наказание в виде административного ареста, административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства либо обязательных работ, согласно ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ должны рассматриваться в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по такому делу.
Таким образом, орган, составивший протокол об административном правонарушении, обязан обеспечить доставку лица, в отношении которого составлен протокол, в суд, рассматривающий дело об административном правонарушении. Необеспечение указанной доставки является основанием для возвращения материалов.
Так, Постановлением мирового судьи судебного участка № 26 Волгоградской области от 19.08.2016 возвращены материалы по делу об административном правонарушении по ст. 5.35.1 КоАП РФ в Котовский районный отдел судебных приставов УФССП России по Волгоградской области в связи с недоставкой правонарушителя в судебное заседание.
При этом в Постановлении суд обратил внимание на то, что согласно ч. 3 ст. 25.1, ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в присутствии лица, совершившего правонарушение.
Доказывание состава правонарушения. Вместе с протоколом об административном правонарушении в суд, рассматривающий дело, представляются доказательства, подтверждающие наличие состава административного правонарушения, а также вину лица, привлекаемого к административной ответственности.
Анализ судебной практики показывает, что для доказывания состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.35.1 КоАП РФ, необходимы следующие документы:
– копия исполнительного документа и копия постановления о возбуждении исполнительного производства (подтверждают факт возбуждения исполнительного производства);
– документ, подтверждающий ознакомление должника с фактом возбуждения в отношении него исполнительного производства (роспись должника на постановлении о возбуждении исполнительного производства или на документе о доставке в адрес должника указанного постановления);
–объяснения должника о причинах неоплаты алиментов (подтверждают субъективную сторону состава административного правонарушения, отсутствие уважительности причин неуплаты алиментов);
–иные документы.
В качестве иных документов, подтверждающих вину в совершении административного правонарушения, могут прилагаться:
–копии врученных предупреждений об административной и уголовной ответственности по ст. 5.35.1 КоАП РФ и ст. 157 УК РФ;
–копии ранее вынесенных (до введения в действие Закона от № 326-ФЗ) в отношении должника приговоров по ст. 157 УК РФ;
–объяснения взыскателя по факту невыплаты алиментных платежей;
–врученные должнику направление в органы службы занятости и требования об оплате алиментов.
Присутствие потерпевшего лица. В ряде случаев суды не рассматривают материалы об административном правонарушении, возвращая их должностному лицу, составившему протокол, ввиду того, что при составлении протокола об административном правонарушении или рассмотрении дела в суде не присутствует потерпевшее лицо, каковым является взыскатель по исполнительному производству (Определение мирового судьи судебного участка № 72 Волгоградской области от 06.10.2016 по делу № 5-72/2016).
Вместе с тем указанная позиция представляется не вполне обоснованной.
Анализ положений ст. 25.2, 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что участие потерпевшего в производстве по делу об административном правонарушении является его правом, а не обязанностью. И в случае если потерпевший не воспользовался указанным правом, дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено на основании имеющихся материалов.
Санкции. В качестве санкций за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 5.35.1 КоАП РФ, предусмотрены такие административные наказания, как обязательные работы, административный арест либо административный штраф.
Как показывает практика, основным видом назначаемого наказания являются обязательные работы.
Так, в 2016 году судами Волгоградской области рассмотрено 832 дела по ст. 5.35.1 КоАП РФ, по результатам которых применены следующие наказания:
–в 641 случае (77,04%) – обязательные работы;
–в 140 случаях (16,82%) – административные аресты;
– в 12 случаях (1,44%) – административные штрафы.
С учетом того, что лицо привлекается к административной ответственности за неуплату алиментных платежей, которые в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 111 Закона № 229-ФЗ относятся к первой очередности удовлетворения требований по отношению к административному штрафу, который может быть назначен судом, в сопроводительном документе, которым протокол (и иные материалы) направляется в суд для рассмотрения, следует в порядке ст. 24.4 КоАП РФ заявлять ходатайство о применении в отношении должника таких видов наказания, как административный арест либо обязательные работы. Только в таком случае назначенное судом наказание может достигнуть цели.
Таким образом, анализ складывающейся практики по применению ст. 5.35.1 КоАП РФ показывает наличие еще до конца не разрешенных вопросов как материальной, так и процессуальной стороны, которые были обозначены выше.
Приведение указанных вопросов к единому знаменателю, исключающему поводы для неоднозначного судейского толкования, завершит цельную конструкцию системы административной ответственности за нарушение обязательств по уплате алиментов и позволит более эффективно исполнять указанные исполнительные документы.