Зачастую налогоплательщик действует по двум крайним моделям. Либо он уклоняется от уплаты налогов и сборов, из-за чего налоговики постоянно ужесточают методы своей работы, либо, наоборот, платит все что полагается и на всякий случай еще накидывает процентов двадцать, чтобы его не трогали. Тогда налоговая инспекция может посчитать, что есть шанс с такого налогоплательщика содрать еще процентов тридцать. В результате в методах налоговой службы возникают перекосы с использованием достаточно жестких, порой неадекватных методов. Но компромисс в диалоге с инспекцией все же возможен. Расскажем, как его достичь в случае необоснованных претензий налоговой инспекции.
Методы проверки налогоплательщиков
Налоговые органы по результатам анализа многолетней практики выработали определенные аналитические методы проверки налогоплательщиков на предмет их добропорядочности.
В качестве одного из основных методов используется формирование так называемой математической модели налогоплательщика, которая рассчитывается в результате аналитической обработки параметров его деятельности: вида деятельности, денежного оборота по банку, сети филиалов и торговой сети, численности сотрудников, объема производственных и торговых площадей, признаков холдинговой структуры, структуры бухгалтерского баланса, операций с наличностью, активов предприятия, а также характера взаимоотношений с контрагентами и с организациями, в том числе с банками, обслуживающими конкретный бизнес.
Также к основным методам относится так называемый налоговый портрет. При его применении налоговые органы анализируют суммы и виды уплачиваемых налогов и сборов, регулярность и соблюдение установленных сроков расчетов с бюджетом, факты возмещения налогоплательщиком НДС из бюджета, случаи подачи в предыдущих периодах заявлений на возврат из бюджета ранее уплаченных сумм, размер официальных зарплат сотрудников и сравнительные результаты предыдущих налоговых проверок.
Анализируя и сравнивая данные, полученные с помощью указанных методов, налоговые органы проверяют их на соответствие показателям хозяйствующих субъектов, занимающихся аналогичной деятельностью.
Существует также метод, называемый юридическим портретом. При его применении тщательно анализируется информация об учредителях (участниках) организации, аффилированных структурах и лицах, о месте нахождения предприятия на предмет соответствия юридического и почтового адресов, наличии у фирмы необходимых лицензий и разрешений, о том, в порядке ли уставные документы и прочая хозяйственная документация.
В результате проведения такого на первый взгляд нехитрого анализа налоговые органы имеют возможность практически с идеальной точностью определить суммы налогов, которые должен уплачивать конкретный налогоплательщик. И если цифры, которые будут определены в результате, более чем на 20% будут отличны от тех, которые соответствуют реально уплачиваемым налогам, то риск возможности последующей налоговой проверки серьезно повышается.
Четыре золотых правила
Несмотря на то что в последнее время налоговым инспекторам стало достаточно невыгодно предъявлять необоснованные претензии к налогоплательщикам, такие претензии часто имеют место. К тому же за последние десять лет судебная практика претерпела существенные изменения, однако общий крен всегда был направлен в сторону ужесточения подходов по отношению к налогоплательщику, и эта тенденция, по всей видимости, сохранится в ближайшей перспективе. Необходимо учитывать, что современная правоприменительная практика не исключает случаев, когда в результате незаконных и необоснованных мер, принимаемых налоговыми органами, юридическое лицо может быть поставлено под угрозу его дальнейшего существования.
Представляется очевидным, что в условиях существующего экономического кризиса налогоплательщики должны мыслить стратегически, прогнозировать действия налоговой инспекции и планировать ответные меры противодействия незаконным действиям и решениям в собственных интересах.
Поэтому для того чтобы изначально подготовиться и защитить свой бизнес от неблагоприятных последствий налоговых проверок в современных условиях, необходимо соблюдать несколько простых правил.
Во-первых, необходимо проводить на предприятии правильную учетную политику и организовать ее нормальную реализацию. Нужно четко и грамотно вести бухгалтерский и налоговый учет. Важно избегать методических ошибок в бухгалтерском и налоговом учете, особенно в связи с постоянными изменениями в законодательстве. Основное внимание персонала, отвечающего на предприятии за налоговый учет, необходимо ориентировать на избежание учетных ошибок при операциях на большом обороте и при разовых капиталоемких сделках. Подобные ошибки достаточно распространены и могут привести к серьезным последствиям. Необходимо правильно и четко оформлять первичные бухгалтерские документы. Их отсутствие трактуется налоговыми органами однозначно негативно. Самый лучший подход по отношению к документам – иметь оправдательные документы на каждую сделку или финансовую операцию, что соответствует требованиям бухгалтерского учета.
Во-вторых, в обязательном порядке следует задуматься о контрагентах, с которыми вы вступаете в деловые отношения, необходимо вступать в партнерские отношения только с добросовестными организациями, поскольку контрагенты недобросовестных участников рынка, компаний-однодневок рискуют попасть в неприятные ситуации, чаще всего сопровождаемые следующими проблемами:
– отказом в возмещении НДС;
– исключением из состава расходов в целях исчисления налога на прибыль и из сумм НДС, подлежащих вычету.
Кроме этих неблагоприятных последствий сотрудничества с фирмой-однодневкой существует угроза привлечения к административной, налоговой и к уголовной ответственности.
Поэтому в ваших интересах тщательно проверять своего контрагента, прежде чем вы вступите с ним в какие-либо правоотношения. И лучше, если эту проверку проведет профессионал.
В-третьих, всегда пытайтесь минимизировать налоговые риски, обратитесь к услугам аудитора (аудиторской компании), с чьей помощью вы сможете не только максимально уменьшить налоговые риски, но и защитить вашу компанию от незаконных проверок и необоснованных претензий налоговых органов.
В-четвертых, правильно, а самое главное, своевременно уплачивайте налоги. Ваша компания должна соответствовать плану по собиранию налогов. Для того чтобы защититься от необоснованных претензий, компания должна показать, что она уплачивает достаточно серьезные налоговые суммы в бюджет в пределах среднестатистических показателей по отраслевому признаку. Избегайте и отказывайтесь от незаконных методов оптимизации вашего налогообложения.
Важно использовать исключительно законные методы оптимизации налогообложения и соответствовать основным отраслевым показателям.
Эти советы – не панацея. Но они помогут вам обеспечить образ добросовестного участника рынка.
Практические рекомендации
И еще несколько практических рекомендаций. Во время ожидания выездной проверки нужно подготовить офис, там должна находиться только официальная документация, объяснимая с юридической точки зрения. Необходимо по максимуму ограничить информацию, которая может поступить к налоговикам. Нельзя допустить, чтобы инспектор свободно ходил по офису, беседовал с любым сотрудником, заглядывал во все компьютеры. Иначе поток информации станет неуправляемым. Рекомендую выделить инспекторам отдельное помещение, поставить туда компьютер, не подключенный к серверу, а также строго ограничить количество работников, которые могут с ними общаться. Это должны быть только несколько человек – должностные лица предприятия, которые имеют право подписи, и специалист, разбирающийся в юридических и налоговых тонкостях. Грамотный специалист сделает так, что в результате проверки налоговая служба обязательно допустит ряд нарушений, благодаря которым акт инспекции можно будет отменить в судебном порядке.
Учтите, что попытка договориться с налоговой инспекцией посредством дачи взятки может обернуться уголовным делом. Все проверяющие вооружены диктофонами, да и в стенах самой инспекции все постоянно записывается на аудио- и видеооборудование. Так что будьте внимательны в выборе выражений, когда общаетесь с сотрудниками ИФНС.
Оспаривать результаты проверки можно после составления чернового акта налоговой проверки с прилагаемым к нему отчетом. Налоговая инспекция в последнее время все чаще идет на диалог по урегулированию разногласий с налогоплательщиком в досудебном порядке.
И еще один совет: на всякий непредвиденный случай (блокировка счета, наложение взыскания) нужно иметь резервное предприятие или группу предприятий, расчетными счетами которых можно будет воспользоваться.
Полностью избежать налоговых доначислений, скорее всего, не удастся, однако существенно уменьшить их вполне возможно.
Если же вы все же получили претензии от налоговых органов, которые полагаете необоснованными, советуем предпринимать решительные действия, направленные на обжалование данных претензий, поскольку бездействие в данной ситуации только усугубит ваше дальнейшее положение.
Поэтому в случае, если в отношении вас было вынесено незаконное решение налоговых органов и вас оштрафовали (либо наложили иные санкции в соответствии с Налоговым кодексом РФ), вы вправе защищать свои законные права и интересы. После проведенных налоговыми органами проверок акты по их результатам необходимо обжаловать в вышестоящей инстанции – Управлении ФНС по субъекту РФ, а если вам откажут в ваших требованиях – в арбитражном суде субъекта РФ.
К предстоящему спору с налоговыми органами лучше подготовиться заранее. Даже если в штате предприятия имеется юридическая служба, вы всегда можете обратиться к адвокатам, которые специализируются именно на налоговых спорах. Важно помнить, что грамотный профессиональный совет способен предотвратить множество неприятностей! Как в медицине: важнее профилактика, а не лечение. Ведь своевременное принятие правильного правового решения на основе всестороннего анализа позволит избежать неблагоприятных последствий в будущем.