К маю нынешнего года Кабинет министров должен закончить подготовку Комплексного плана действий, призванного обеспечить выход российской экономики на мировые темпы роста. Бизнес просит при разработке очередной волны реформ не забывать о древнем принципе Гиппократа: primum non nocere — прежде всего, не навреди.
Основные контуры Комплексного плана действий правительства премьер Дмитрий Медведев обозначил на Инвестиционном форуме в Сочи (см. «ЭЖ», 2017, № 08, с. 04). Сейчас содержание плана активно обсуждается на экспертном уровне и с ведущими бизнес-объединениями.
Регулярные опросы деловых объединений показывают, что одной из самых болезненных проблем бизнеса является высокая налоговая нагрузка. Поэтому особый трепет у предпринимателей вызывают налоговые новации, которые сегодня обсуждаются в процессе подготовки плана.
«В прошлом году Россия заняла 40-е место по показателю „Налогообложение“ в рейтинге Всемирного банка, но, по его же прогнозу, может потерять несколько позиций, — подчеркнул на днях президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин на пресс-конференции в МИА „Россия сегодня“. — Всемирный банк оценивает уровень налоговой нагрузки в России как достаточно высокий: в 2016 г. он составил 47,4% (Минфин в конце прошлого года оценил нагрузку на бизнес в районе 32% от ВВП). У наших ближайших соседей, например в Казахстане или Армении, налоговая нагрузка значительно ниже. Это является одной из причин ухода некоторых предприятий в другую юрисдикцию. Заметно ниже нагрузка и в Норвегии, экономика которой, как и в России, сильно завязана на нефть».
Предлагаемые экономическим блоком правительства маневры с повышением НДС и уменьшением платежей в социальные фонды, по оценке президента РСПП, имеют свои плюсы и минусы, и нужно подходить к их формулировке и реализации с осторожностью. «Лучше бы эту тему вообще не трогать, — прокомментировал ситуацию С. Катырин. — Но если придется такой маневр осуществлять, то надо очень тщательно все просчитать, к тому же побочным эффектом будет повышение цен, всплеск инфляции».
Многие из существующих налоговых льгот, отметил член Высшего совета Российского союза налогоплательщиков Дмитрий Фадеев, неэффективны и малоинтересны бизнесу.
«У нас по налогу на прибыль имеется сто льгот, по НДС — порядка 50, — констатировал эксперт. — Но льготы эти получить чрезвычайно сложно». От части этих преференций можно отказаться и ввести прямую инвестиционную льготу по налогу на прибыль организаций.
Для стимулирования развития среднего и малого бизнеса в субъектах Федерации нужно больше налоговых платежей оставлять на местах. «В регионах, особенно на местном уровне, прежде всего и „живет“ малый бизнес, его интересы в большинстве случаев за пределы, скажем, города не выходят, — заметил глава ТПП. — Но и у местных властей нет интереса развивать малый бизнес, тем более микробизнес (до 15 работающих), который у нас составляет более 94% всего малого бизнеса. Интерес появится, если мы перераспределим налоги, чтобы местным властям была прямая экономическая выгода развивать малый бизнес».
Пополнить государственную казну могут самозанятые граждане, которые оказывают немало услуг на российском потребительском рынке. Однако добиться, чтобы они добровольно платили налоги — задача не из простых. «Они пользуются дорогами, больницами, получают пенсии, и ни они, ни мы не отдаем пока себе отчета, что все мы платим налоги за самозанятых, — отметил соучредитель ООО „КМК-завод“ Игорь Скляр. — Из этих налогов берутся деньги на медицину, на пенсии, на строительство дорог. Многих самозанятых граждан пугает обилие бумаг и опаска, что даже приобретение патента не избавит от новых требований налоговиков что-то еще платить».
Представители бизнес-объединения также пожаловались, что отчетность наших компаний по-прежнему очень велика. «Нужно работать по ее сокращению и дальше, для этого в Госдуме создана межфракционная группа по отчетности для МСП, в которую вошли представители ТПП РФ, — сказал Д. Фадеев. — В идеале она должна быть максимально короткой, как, например, в Швеции». Здесь г-н Фадеев продемонстрировал шведскую налоговую декларацию по НДС: это был один скромный лист формата А-4.