Группа исследований и прогнозирования Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) подготовила обзор состояния экономики России. По мнению исследователей АКРА, об окончании рецессии говорят как малый положительный рост ВВП, так и степень использования факторов производства, но экономическая динамика в России в среднесрочной перспективе будет ближе к развитым, чем к развивающимся странам.
Даже при высоких ценах на нефть рост ВВП России в ближайшие пять лет ограничен 1—1,5%. Основным источником роста будет изменение производительности труда, уверены исследователи, сдерживать рост будут ухудшающаяся демографическая ситуация, а также устойчивое снижение инфляции и процентных ставок. Но, несмотря на объективно низкую инфляцию и рост экономики, реальные доходы населения по итогам 2017 г., скорее всего, покажут малую отрицательную динамику.
Устойчиво низкая инфляция может привести к меньшей эффективности рынка труда. Рост потребительских цен повышает гибкость реальной заработной платы: работодатели имеют возможность адаптироваться к новым внешним условиям, не меняя суммы вознаграждения в трудовых договорах. Стабильное же снижение инфляции ограничивает гибкость и потребительских цен, и заработной платы. В связи с этим, полагают исследователи АКРА, возможно повышение естественного уровня безработицы и возникновение стимулов к более широкому распространению профессиональных союзов и других коллективных форм защиты интересов работников.
Реальные процентные ставки останутся положительными на всем горизонте прогноза, предсказывают исследователи АКРА. С точки зрения экономического роста они будут сдерживать вынужденный фискальный стимул, уменьшая как инвестиции за счет заемных средств, так и конечное потребление.
Удлинение электорального цикла и рецессия отложили принятие многих необходимых решений на 2019 г. Шесть обсуждаемых экономических реформ — ненефтегазовый налоговый маневр, либерализация рынка тепла, введение системы индивидуального пенсионного капитала и ее объединение с обязательным пенсионным страхованием, повышение пенсионного возраста, изменение структуры и размера взносов коммерческих банков в Агентство по страхованию вкладов, изменение системы ОСАГО (либерализация рынка) — затрагивают большую часть населения страны и для удачной реализации требуют сознательного принятия новых правил игры (см. таблицу). Вероятность одновременной реализации всех законодательных нововведений невелика, считают исследователи АКРА.
Наиболее высоким приоритетом реализации на данный момент, по оценкам АКРА, обладают ненефтегазовый налоговый маневр и введение системы индивидуального пенсионного капитала, что исследователи АКРА закладывают в свой прогноз на 2019—2021 гг. Другие реформы, возможно, будут осуществляться ближе к 2021 г. или даже за горизонтом прогноза.
Экономические реформы, возможные после 2018 г.
Реформа |
Цели (положительные эффекты) |
Возможные побочные эффекты |
---|---|---|
Ненефтегазовй налоговый маневр (НДС и социальные взносы — по 22%) |
Снижение величины теневого сектора занятости; повышение конкурентоспособности экспортеров; снижение расходных обязательств регионов за счет снижения социальных взносов бюджетников |
Краткосрочный рост инфляции на 1,4—1,5 п.п. и компенсирующее повышение на 0,5–1 п.п. ключевой ставки ЦБ; рост налоговой нагрузки на высокооплачиваемых квалифицированных работников за счет более плоской шкалы социальных взносов; рост зависимости Пенсионного фонда России от доходов федерального бюджета |
Либерализация рынка тепла |
Борьба с недофинансированием инфраструктуры; повышение инвестиционной привлекательности отрасли |
Предельный рост тарифа теплоснабжения населения на уровне «целевая инфляция +4%»; вклад в среднегодовую инфляцию и инфляционные ожидания на уровне 0,1—0,2 п.п. |
Введение системы индивидуального пенсионного капитала (ИПК) и ее объединение с обязательным пенсионным страхованием; повышение пенсионного возраста |
Снижение необходимости в финансировании пенсионной системы за счет налогов общего назначения; развитие накопительной пенсионной системы параллельно с распределительной |
Снижение располагаемых доходов трудоспособного населения (по умолчанию предполагается участие всех работников в системе, хотя отказ в переходный период будет возможен); реальное снижение доходов социально уязвимой группы населения |
Изменение структуры и размера взносов коммерческих банков в Фонд страхования вкладов |
Повышение защищенности других видов вкладчиков (малый и средний бизнес) за счет включения их вкладов в систему |
Повышение регулятивной нагрузки на банковскую систему; рост стоимости банковских услуг; усугубление проблемы «морального риска» |
Либерализация рынка ОСАГО
|
Увеличение сбалансированности страхования ОСАГО |
Рост тарифа для населения, воспринимаемый как увеличение обязательных расходов |