Объем рынка интернет-торговли в России в 2016 г. вырос на 21% по сравнению с 2015 г. и составил 920 млрд руб. Наиболее динамично развивалась трансграничная торговля, объем которой увеличился на 37%. Таким образом, по итогам прошлого года на долю трансграничных покупок пришлось 33% всего рынка интернет-торговли в России, что на 4 п.п. больше, чем в 2015 г.
Интернет-торговля на сегодняшний день является одним из самых динамично развивающихся сегментов экономики России. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), последние восемь лет интернет-торговля растет в среднем на 30% ежегодно, и по результатам 2016 г. объем рынка составил 920 млрд руб. Доля онлайн-покупок в общем обороте розничной торговли в РФ составляет около 3,3%; в непродовольственном секторе, без учета продаж бензина и автомобилей, — 8,5%.
Участники рынка обеспокоены тем, что отсутствие границ между странами в глобальной сети Интернет позволяет осуществлять продажу товаров напрямую физическим лицам в РФ без регистрации юридического лица на территории РФ и постановки на налоговый учет, отправляя товары напрямую физическим лицам в международных почтовых отправлениях. Такая бизнес-модель приобретает все большее распространение и называется трансграничной торговлей (cross-border trade).
Российские интернет-магазины проигрывают китайским
Среди всех магазинов, торгующих в России, наибольшую аудиторию (количество уникальных посетителей, зашедших на страницу магазина за январь 2017 г.) имеет китайский магазин Aliexpress — более 22 млн человек. На втором месте — Ozon.ru с аудиторией около 9 млн человек, далее идут Eldorado.ru, Dns-shop.ru, Mvideo.ru и другие.
Самыми крупными регионами по доле интернет-торговли являются Москва, Московская область и Санкт-Петербург. Кроме того, крупный объем интернет-торговли в Красноярском крае, Свердловской, Тюменской, Самарской, Ростовской областях и др.
Регионами с самым высоким темпом роста трансграничной торговли в 2016 г. по сравнению с 2015 г. стали: Республика Северная Осетия — Алания — 68,3%, Ивановская область — 65,5, Республика Мордовия — 65,4, Республика Тыва — 63,2% и другие. При этом в Москве трансграничная торговля выросла на 36%, а в Санкт-Петербурге на 37,7%.
По-прежнему больше всего товаров в зарубежных интернет-магазинах россияне покупают в Китае. Доля отправлений из этой страны составляет 90%, из Евросоюза — 4%, из США — 2%. При этом в денежном выражении Китай составляет 52%, Евросоюз — 23%, США — 12%. Это говорит о невысоком среднем чеке покупок в Китае.
Все товарные поставки из-за рубежа декларируются как товары для личного пользования и не облагаются НДС и пошлинами, в случае если по стоимости не превышают 1000 евро или 31 кг веса в месяц на человека. По данным АКИТ, 99,5% приобретаемых за рубежом товаров не превышают этой нормы. В частности, более 64% покупок (транзакций) в зарубежных магазинах не превышают по стоимости 22 евро. Более 96% не превышают по стоимости 150 евро.
По подсчетам экспертов, объем налогонеоблагаемой торговли в России за последние шесть лет вырос в 14,5 раз. Кроме того, доля рынка локальных интернет-ретейлеров за последний период снизилась с 92% (239,3 млрд руб.) в 2010 г. до 67% (616,4 млрд руб.) в 2016 г., а доля трансграничной торговли, напротив, выросла с 8% (20,7 млрд руб.) в 2010 г. до 33% (303,6 млрд руб.) в 2016 г. соответственно. Количество входящих международных отправлений с товарным вложением продолжает расти колоссальными темпами. В 2016 г. их количество увеличилось на 102% (в то же время количество заказов на внутреннем рынке выросло лишь на 6%) и составило 233 млн отправлений.
Наибольшему давлению со стороны офшорной торговли подвержены товарные категории, которые удобно доставлять в почтовых отправлениях. Более всего давление заметно в сегменте бытовой техники и электроники, куда входит потребительская электроника, телефоны и смартфоны, а также планшеты, ноутбуки, фототехника, мелкая бытовая техника и аксессуары (наушники, мышки, клавиатуры, флеш-память, чехлы и т. д.). По итогам 2016 г. доля налогонеоблагаемой трансграничной торговли в этом сегменте составила 9,5% (96,7 млрд руб.) от всего розничного оборота данной категории в РФ.
Кроме того, все большую популярность набирают трансграничные заказы и в других товарных категориях. Доля налогонеоблагаемой офшорной торговли в сегменте «Одежда» составила 5,8% (72,2 млрд руб.), в сегменте «Обувь» — 4,5% (36,6 млрд руб.) соответственно.
Страны объединяются для борьбы с безналоговой торговлей
На сегодняшний день возможность использования механизма безналоговой торговли из офшорных зон привела к тому, что интернет-ретейлеры начали открывать трансграничные каналы продаж: регистрировать юридические лица в сопредельных странах за периметром ЕАЭС и реализовывать товары из-за рубежа напрямую физическим лицам в РФ, сокращая свои издержки на уплату ввозного НДС, пошлин, сертификацию и другие накладные расходы.
Данные проблемы стали предметом детального изучения представителей стран-членов G20 и ОЭСР. По результатам совместной работы международных рабочих групп был разработан «План по противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения» (план BEPS) и согласован 47 странами, в т. ч. и российской стороной. В 2016 г. план поддержали еще 36 стран.
Указанный план предусматривает глобальное перераспределение налогов на добавленную стоимость между бюджетами различных государств для сохранения принципа справедливого налогообложения в сфере электронной коммерции. Международные эксперты посчитали, что наиболее эффективным решением, позволяющим выровнять условия ведения деятельности между зарубежными и локальными компаниями, является взимание НДС с каждой товарной поставки по месту формирования прибыли (месту потребления товара или услуги). Планом BEPS рекомендовано применять аналогичный подход и к услугам, оказываемым дистанционным способом, реализации электронного контента и т. п.
Этот подход по услугам уже с 2008 г. применяется на территории всего Евросоюза и других стран, одновременно по товарам и услугам уже реализован в Южной Корее, Новой Зеландии, Великобритании, Италии, Франции, Германии, Нидерландах и ряде других стран. С 2017 г. к рекомендациям BEPS присоединяются Австралия (по товарам и услугам) и Россия (только по электронным услугам, соответствующий законопроект 15 июня 2016 г. прошел третье чтение в Госдуме).
По прогнозу АКИТ, в 2017 г. объем рынка интернет-торговли составит более 1,1 трлн руб. Объем трансграничной торговли продолжит расти и в текущем году превысит 400 млрд руб. При этом количество входящий отправлений с товарным вложением составит около 400 млн штук.
К сведению
Интернет-магазины нарушают требования законодательства
На сегодняшний день на рынке интернет-торговли работают более 40 000 интернет-магазинов. При этом, как показал анализ, проведенный Ассоциацией компаний интернет-торговли совместно с общественной организацией по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива», доля серых интернет магазинов, работающих с нарушением закона и занимающихся обналичиванием денежных средств, по-прежнему крайне высока.
Для анализа интернет-магазины были отобраны на основании данных SimilarWeb (с трафиком не менее 60 000 уникальных посетителей в месяц). По результатам проверки выяснилось, что у более чем 15% интернет-магазинов из списка сведения о юридическом лице на сайте отсутствуют или являются недостоверными. Это является прямым нарушением ст. 8 закона «О защите прав потребителей», так как продавец должен в наглядной и доступной форме довести соответствующую информацию до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи (при интернет-торговле договор заключается в момент нажатия на кнопку «купить»).
Более 3% ресурсов не принимают к оплате безналичные средства платежа или цена по оплате наличными ниже, что является прямым нарушением ст. 16.1 закона «О защите прав потребителей» — продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя, и ст. 16.4 — при оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов.
Кроме того, более 5% ресурсов не указывают информацию о фактическом адресе интернет-магазина. «Подобный уровень нарушений элементарных требований закона „О защите прав потребителей“ среди крупнейших интернет-магазинов является крайне неприемлемым для отрасли, в которой на настоящий момент существует более 40 000 интернет-магазинов. Ситуация с более мелкими магазинами, вероятно, еще более тяжелая», — говорится в материалах АКИТ. В настоящее время все недобросовестные интернет-магазины собраны Ассоциацией в реестр. АКИТ будет проводить дальнейший мониторинг информации на этих сайтах.