«Российская наука: разгром продолжается» — так называлась заметка, опубликованная в «Экономике и жизни» № 34 от 1 сентября 2016 г. В ней сообщалось о том, что приказом Минэкономразвития России от 25.12.2015 № 979 предусматривалась так называемая реорганизация Всероссийской академии внешней торговли в форме присоединения к ней научно-исследовательских учреждений СОПС и ИМЭИ с потерей ими статуса юридических лиц. Несмотря на большой общественный резонанс, который вызвало это неоднозначное решение, процесс реорганизации был доведен до логического конца — фактической ликвидации старейших экономических научных учреждений страны.
Прекратили свое существование Совет по изучению производительных сил (СОПС) и Институт макроэкономических исследований (ИМЭИ) Министерства экономического развития Российской Федерации, являвшийся правопреемником Научно-исследовательского экономического института при Госплане СССР. В соответствии с приказом бывшего министра экономического развития Российской Федерации эти научные учреждения фактически поглощены Академией внешней торговли и ныне находятся в статусе неопределенного ожидания.
По ком звонит колокол
Без преувеличения, по истории названных научных учреждений можно изучать развитие отечественной экономической науки. Созданный в 1915 г. по инициативе выдающегося русского и советского ученого В.И. Вернадского СОПС (тогда именовавшийся Комиссией по изучению естественных производительных сил России — КЕПС) внес огромный вклад в подготовку планов индустриализации СССР, включая разработку Государственного плана электрификации России и первого пятилетнего плана, а также планов эвакуации производства и мобилизации ресурсов восточных районов для нужд народного хозяйства в Великую Отечественную войну, послевоенного восстановления и развития экономики. Позднее СОПС занимался разработкой научно обоснованных схем развития и размещения отраслей промышленности, а также территориальных схем, в том числе генеральных схем развития и размещения производительных сил и связанных с ними предплановых материалов.
ИМЭИ создавался в далеком 1955 г. целевым образом для обеспечения деятельности центрального органа регулирования экономики страны, в нем была создана и до последнего времени развивалась уникальная школа практической научной поддержки государственного управления, генерирующая пионерные решения на различных направлениях прикладной экономической науки. В частности, в стенах НИЭИ при Госплане СССР, правопреемником которого являлся ИМЭИ, были разработаны основы Методических указаний к разработке государственных планов экономического и социального развития, была сформирована школа межотраслевого моделирования, достижения которой были отмечены Государственной премией СССР и широко используются в настоящее время в целях практического прогнозирования макроэкономических показателей. Уже после реорганизации НИЭИ и образования ИМЭИ сотрудниками института была разработана первая в стране ФЦП «Федеральная программа социально-экономического развития Курильских островов на 1993—1995 гг. и до 2000 г.», одобренная постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации № 1297 от 17 декабря 1993 г. и положившая начало внедрению методов программного бюджетирования. В последние годы своего самостоятельного существования коллектив ИМЭИ активно разрабатывал тематику стратегического планирования, участвовал во многих прикладных исследованиях по проблематике государственных программ Российской Федерации. В частности, в 2013 г. в ИМЭИ был подготовлен научный доклад об оценке кросс-влияния в России государственных программ, размещенный на официальном портале государственных программ Российской Федерации в разделе «Нормативная правовая база». Какими научно-прикладными достижениями может похвастаться Академия внешней торговли? Единственным сколько-нибудь известным ее вкладом в отечественную науку является участие ее ректора в разработке так называемой обновленной Стратегии-2020 — провального проекта, стоившего государству немалых средств, затраченных впустую.
Научная и научно-прикладная продукция СОПС и ИМЭИ всегда отличалась высокой ценовой конкурентоспособностью, поскольку она представлялась заказчику в лице департаментов Министерства экономического развития Российской Федерации напрямую, а ее стоимость определялась условиями сметного финансирования и не зависела от возможных манипуляций на рынке научной продукции.
Мавр сделал свое дело, мавр может уходить
Пророческими оказались слова предыдущей публикации «Экономики и жизни»: «Министры приходят и уходят, а федеральные органы исполнительной власти и возложенные на них функции остаются». Как известно, бывший министр экономического развития Российской Федерации, издавший приказ о фактическом уничтожении СОПС и ИМЭИ, находится в настоящее время под следствием по делу о получении взятки в крупном размере. Если быть точным, о «получении взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации, с вымогательством взятки и в особо крупном размере». Вслед за ним покинул Министерство и бывший заместитель министра И. Рева, возглавлявший внутриведомственную Комиссию по оценке последствий принятия решения о реорганизации подведомственных организаций. Ушел из ведомства и другой заместитель министра — А. Ведев, курировавший в ведомстве научно-прикладные исследования и работу блока макроэкономического анализа и прогнозирования и принимавший не последнее участие в подготовке «разгромного» решения. Судя по всему, работу по основным направлениям своей деятельности эти ушедшие замы завалили — сейчас в министерстве полным ходом идет реорганизация соответствующих департаментов1.
Что в итоге?
После издания приказа о реорганизации Академии внешней торговли в СОПС сменились три председателя, в ИМЭИ менее чем за год сменились три директора, каждый из которых выполнял свою функцию по «предпродажной подготовке» института. Часть тематики еще до окончания реорганизации ИМЭИ была передана сторонним лицам, в институте прошли две волны сокращений, явно не последних. Первым самостоятельным шагом новой администрации стала организация выездной презентации тематики СОПС и ИМЭИ в подмосковном пансионате, очевидно, в рамках оптимизации расходов на научные исследования, анонсированной при обосновании поглощения научного института непрофильной образовательной организацией.
Если верить сообщениям отечественных СМИ, А. Ведев возвращается в альма-матер — Институт экономической политики им. Гайдара, предварительно изящно устранив потенциальных научных конкурентов, занимавших иную позицию, основанную на защите национальных интересов страны в экономике и социальной сфере. По «случайному стечению обстоятельств», научным руководителем гайдаровского института по совместительству является ректор Академии внешней торговли Синельников-Мурылев. В итоге стараниями бывших и нынешних чиновников создана квазиимперия, пытающаяся монополизировать рынок научно-прикладных исследований по заказам Министерства экономического развития России. Империя, подкрепленная не только организационными схемами, но и личной унией. Так, пост проректора Академии внешней торговли по учебной работе занимает В. Идрисова, председателем СОПС назначен Г. Идрисов. Другой проректор академии Л. Кутырева также обзавелась «однофамильцем» в Совете по изучению производительных сил — заместителем председателя СОПС стала Н. Кутырева.
Главное, что беспокоит во всей этой истории, — твердая уверенность ее заказчиков, организаторов и исполнителей в собственной безнаказанности при полном игнорировании последствий и вызванного общественного резонанса. Но безнаказанности тут, в конечном счете, безусловно, не будет. Пусть знают.
1 http://economy.gov.ru/minec/press/news/2017130304http://economy.gov.ru/minec/press/news/2017160208