Центральный банк России выпустил очередной, апрельский бюллетень «О чем говорят тренды». Инфляция продолжает снижаться быстрее прогнозной динамики, радуется ЦБ, благодаря благоприятным внешнеэкономическим и финансовым условиям и умеренно жесткой денежно-кредитной политике. Экономика вышла на траекторию медленного, но устойчивого роста, который сопровождается постепенным оживлением потребительской и инвестиционной активности.
Баланс рисков говорит в пользу постепенного смягчения денежно-кредитной политики. В марте рост потребительских цен оставался пониженным, а годовая инфляция замедлялась быстрее, чем ожидал ЦБ. Эта тенденция может сохраниться на протяжении всего 1-го полугодия 2017 г.
Предварительные оценки говорят, что сезонно сглаженный рост цен в I квартале составил чуть больше 0,6%, констатирует ЦБ. Значительный вклад в замедление инфляции продолжает вносить укрепление рубля. Высока вероятность, что сезонно сглаженный темп роста цен второй квартал подряд окажется ниже уровня 1,0%, что соответствует годовой инфляции в 4%. Этот «запас» позволяет говорить и о высокой вероятности достижения целевого для 2017 г. показателя, даже если во 2-м полугодии будет рост инфляционного давления. Но в 2018—2019 гг. риск не удержать инфляцию около 4% повысится, поэтому, считает ЦБ, денежно-кредитная политика должна оставаться умеренно жесткой, а снижение ключевой ставки — осторожным.
ЦБ настораживает слишком уж небольшое снижение инфляции по консенсус-прогнозу агентства Bloomberg — и это на фоне сильного замедления реальной инфляции в I квартале. По оценкам ЦБ, если при той инфляции, что наблюдалась в январе — марте, годовой рост цен снизится до 4,2% в конце 2017 г., то рост цен в годовом выражении на протяжении оставшихся трех кварталов года в среднем должен будет превышать целевые 4%. А если аннуализированный рост цен во II—III кварталах все же будет соответствовать целевому уровню, то для выполнения консенсус-прогноза инфляция в IV квартале 2017 г. должна будет ускориться до 5,1—5,3% в годовом выражении. Если ускорение произойдет, оно опять-таки создаст существенные риски для поддержания инфляции около 4% в 2018 г.
В экономике продолжают развиваться положительные тенденции, первые из которых стали прослеживаться еще во второй половине прошлого года, констатирует ЦБ: об этом свидетельствуют как краткосрочная макроэкономическая статистика, так и данные основных опережающих индикаторов деловой активности. Наблюдается постепенное оживление в динамике потребительского и инвестиционного спроса, к новым экономическим условиям приспосабливается рынок труда. Восстановление происходит несколько быстрее прогнозов ЦБ. Это объясняется в том числе умеренно благоприятными внешнеэкономическими условиями, наблюдаемыми с конца 2016 г. В конце марта тенденция к восстановительному росту экономики закрепилась, и темпы роста ВВП стали гораздо более выраженными. Кроме того, сохранение положительной динамики экономического роста подтверждается последними данными об основных макроэкономических индикаторах в начале 2017 г.
Основной движущей силой роста ВВП должно стать оживление инвестиционной активности, чему будет сопутствовать рост других компонентов ВВП, предсказывает ЦБ. Такому развитию событий способствует улучшение ожиданий инвесторов и производителей относительно перспектив восстановления внутреннего спроса на фоне снижения инфляции, повышения цен на нефть и связанного с этим улучшения динамики прибыли предприятий. Помимо этого в пользу благоприятной динамики внутреннего спроса говорят опросные данные, указывающие на улучшение предпринимательской активности и потребительской уверенности.
Индексы PMI (деловой активности) в обрабатывающем секторе и сфере услуг остаются значительно выше уровня 50 п., что ЦБ расценивает как продолжающееся восстановление экономической активности. Сводный индекс PMI в I квартале вырос вообще до максимума со II квартала 2008 г. Исторически такой индекс соответствовал росту ВВП на 1,0—1,5% в квартальном и 4—6% в годовом выражении, объясняет ЦБ, но индексная оценка сезонно сглаженного роста ВВП за I квартал сейчас составляет всего 0,5% в квартальном выражении. Но это не означает, что динамика индекса PMI отвязалась от реально происходящих процессов в экономике, уверен ЦБ: потенциальный рост ВВП составляет 1—2%, что гораздо ниже, чем в 2000-х гг., поэтому и рост индекса PMI при прочих равных соответствует более медленному росту ВВП.