Эксперты PwC в России в рамках партнерского соглашения с GBC провели исследование о влиянии глобальных мегатрендов на нефтехимическую отрасль страны до 2030 г. Представляем основные его выводы.
Авторы названного выше исследования предложили руководителям российских нефтехимических компаний «взвесить» влияние девяти мегатрендов на их бизнес в перспективе до 2030 г. по пятибалльной шкале, где 1—2 — низкая, 3 — умеренная, 4—5 — высокая степень влияния. Вот что получилось.
77% представителей российских нефтехимических компаний отмечают высокую степень влияния мегатренда «Смена регионального баланса сил», средняя оценка которого составила 4 балла из 5. В числе ключевых аспектов меняющегося баланса сил в нефтехимической отрасли большинство представителей российских компаний называют активное развитие как спроса, так и предложения на азиатском рынке, который вызывает наибольший интерес у российских производителей нефтехимии как регион сбыта, несмотря на высокую ценовую конкуренцию. Респонденты особо выделяют рынок Китая, с которым многие компании активно сотрудничают в сфере сбыта и проработки возможностей создания производственных мощностей. При этом респонденты отмечают снижение конкурентоспособности и влияния европейских игроков в сегменте коммодитизированных продуктов. Смена регионального баланса сил не является ключевым мегатрендом для международных компаний в долгосрочной перспективе, так как мировые нефтехимические компании уже сейчас адаптируются к меняющимся условиям рынка и учитывают новый баланс сил при формировании своих стратегических планов развития, в том числе за счет инвестиций в развивающиеся регионы.
54% респондентов указывают на высокое влияние глобального развития инноваций и технологических прорывов. Средняя оценка степени влияния составила 3,9 балла. Среди основных проявлений данного мегатренда эксперты, представляющие мнение российских нефтехимических компаний, так же, как и международные игроки, выделяют необходимость развития партнерств и совместных исследований компаний, что в первую очередь связано с высокой стоимостью подобных исследовательских проектов. В то же время российские руководители отмечают высокую зависимость своего бизнеса от импортных технологий, их высокую стоимость, а также проблемы, возникающие при интеграции зарубежных технологий и российского оборудования. Международные компании также уделяют большое внимание развитию технологий, в том числе альтернативным методам производства. Одним из таких примеров является производство олефинов из метанола, угля и дегидрогенизации пропана, которое, по прогнозам, к 2020 г. составит примерно 10% от глобальных мощностей против 6% в 2015 г.
Повышение экологичности производства было оценено участниками исследования в среднем на 3,4 балла. Респонденты отмечают высокую стоимость реализации инициатив по данному направлению, а также отсутствие достаточного платежеспособного спроса. Для международных нефтехимических компаний данный тренд является наиболее актуальным.
Влияние мегатренда «Изменение предпочтений потребителей» руководители российских нефтехимических компаний оценили на 3,2 балла. В рамках данного мегатренда респонденты выделяют смещение предпочтений потребителей в сторону более экологичной продукции, что они считают основным эффектом данного мегатренда. Более того, руководители отмечают увеличение спроса на кастомизированные нефтехимическую продукцию и решения и ожидают еще более значительный рост.
В мире данный мегатренд оценивают очень высоко, и международные компании все активнее ориентируются в своей деятельности на индивидуальные запросы и потребности клиентов.
В России более 40% респондентов отмечают высокое влияние ускоренной урбанизации на российскую нефтехимическую отрасль, которая в среднем была оценена респондентами на 3,1 балла. По их мнению, основными проявлениями данного мегатренда являются концентрация спроса и рост уровня жизни в мегагородах, а также строительство новых мегагородов, что ведет к повышению спроса на нефтехимическую продукцию, необходимую для развития инфраструктуры. С другой стороны, более половины участников опроса считают, что непосредственного влияния урбанизации на нефтехимическую промышленность нет.
42% респондентов отметили высокое влияние роста численности населения в развивающихся странах на российскую нефтехимическую отрасль, которое в среднем было оценено на 2,9 балла. Некоторые участники исследования заявили о том, что их компании проявляют особый интерес к Азии (особенно к Индии и Китаю), так как данные рынки являются наиболее емкими и обладают быстрорастущим спросом на конечные продукты, в производстве которых используется нефтехимия, например строительные материалы, пищевую упаковку и т.д. В то же время другие респонденты отмечают, что в первую очередь важен рост платежеспособного населения и увеличение доли среднего класса. В качестве примера респонденты упоминали Индию, где, несмотря на увеличение общего числа населения, спрос на нефтехимическую продукцию растет медленно. Международные компании умеренно оценивают влияние данного мегатренда.
Почти медианная оценка влияния глобализации бизнеса (2,7 балла) является следствием расхожего видения перспектив развития российской нефтехимической отрасли руководителями компаний. Ряд представителей российского бизнеса определяет данный мегатренд как наименее значимый по двум основным причинам: во-первых, из-за уже состоявшейся в нефтехимической отрасли глобализации и отсутствия тенденций к расширению глобального присутствия у российских компаний, во-вторых, в связи с существующей интегрированностью российской нефтехимической отрасли в международное экономическое пространство. Более того, некоторые участники исследования говорят об обратной тенденции — локализации производства, создании торговых барьеров и преференций для внутренних производителей. Подобную политику, по мнению опрошенных экспертами PwC руководителей, можно наблюдать в том числе в Китае и США. Другие респонденты, напротив, подчеркивают важное влияние глобализации на изменение российских технических стандартов и приведение их в соответствие с международными.
Мегатренд «Повышение среднего возраста населения в развитых странах», по мнению 38% руководителей российских нефтехимических компаний, обладает высокой степенью влияния на российскую отрасль. Подобная важность, как считают некоторые респонденты, объясняется большим количеством высококвалифицированных кадров предпенсионного или пенсионного возраста и нарастающим дефицитом кадров среднего управленческого звена от 30 до 40 лет, что в перспективе пяти — десяти лет может привести к отсутствию в штате опытных сотрудников, которые могли бы руководить производством и передавать знания младшим коллегам. Некоторые международные компании также уделяют внимание растущему количеству возрастных сотрудников. Например, компания Evonik внедрила программу Generation Pact, в рамках которой пожилые сотрудники должны оповестить руководство о своем желании выйти на пенсию за пять лет до своего предполагаемого ухода, что позволяет компании своевременно планировать изменения кадрового состава и нанимать новых специалистов.
Мегатренд «Ограниченность природных ресурсов» обладает сильным влиянием на российскую нефтехимическую отрасль по мнению только четверти респондентов (2,3 балла). Они оценили данный мегатренд как наименее актуальный, что объясняется доступной сырьевой базой для российских нефтехимических компаний в рассматриваемой временной перспективе до 2030 г. Однако ряд респондентов отмечает, что в связи с особенностями таможенно-тарифной политики России в отношении продуктов нефтехимии конкурентоспособность российских компаний на фоне падения цен на нефть снизилась. В то же время для международных компаний данный мегатренд является важным и повсеместно учитывается при формировании стратегии.
Перспективные индустрии и их основные требования: оценка российских респондентов
Индустрии — % респондентов, ожидающих в них рост спроса |
Основные требования индустрии |
---|---|
Автомобилестроение — 92 |
Легкие материалы для повышения энергетической эффективности автомобилей |
Строительство — 90 |
Замещение традиционных материалов (полимеры для труб). |
|
Повышенная эргономичность материалов |
Пищевая промышленность — 88 |
Новые кастомизируемые марки для пищевой упаковки. |
|
Более экологичные материалы |
Авиастроение и космонавтика — 83 |
Легкие материалы для повышения энергетической эффективности воздушных судов |
Медицина и здравоохранение — 81 |
Локализация синтеза и упаковки иностранных лекарств. |
|
Диджитализация, рост удаленного мониторинга состояния пациентов |
ИСТОЧНИК: PwC Strategy& |
Видение российскими нефтехимическими компаниями своей целевой бизнес-модели к 2030 г.
Целевая бизнес-модель |
Доля респондентов, % |
---|---|
Надежный поставщик базовых нефтехимических продуктов |
62 |
Производитель базовой нефтехимии с развитым трейдингом |
54 |
Производитель кастомизированных нефтехимических продуктов |
69 |
Инноватор |
8 |
Интегратор экосистем |
8 |
ИСТОЧНИК: PwC Strategy& |
Основные угрозы развитию российской нефтехимической отрасли до 2030 г.
Угрозы |
Доля респондентов, % |
---|---|
Негибкое государственное регулирование |
69 |
Зависимость от импортного сырья, компонентов и технологий |
67 |
Затрудненный доступ к капиталу |
63 |
Недостаточное развитие кадрового и технологического потенциала |
62 |
Отсутствие конкурентных преимуществ на внешних рынках |
25 |
ИСТОЧНИК: PwC Strategy& |