Не важно, подал ли заявитель документы на регистрацию юридического лица нотариусу или в многофункциональный центр госуслуг, документы, связанные с регистрацией, он получит непосредственно из налогового органа прямо на свою электронную почту. И только в случае необходимости сможет обратиться к нотариусу или в МФЦ за бумажной версией.
Процесс государственной регистрации юридических лиц грозит стать почти приятной процедурой, в рамках которой представлять необходимые для регистрации документы можно будет в многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, а получать непосредственно из налоговой на электронную почту. Более того, документы, подтверждающие внесение записи в ЕГРЮЛ, которые до сих пор пор умолчанию оформлялись на бумажных носителях и лишь в отдельных случаях — в электронной форме, переквалифицируются на вторую.
Соответствующие поправки в Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о регистрации) содержатся во внесенном Правительством РФ на рассмотрение Госдумы законопроекте № 137655-7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации (в части взаимодействия регистрирующего органа с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей)» (далее — Законопроект). Документ поступил в нижнюю палату парламента 30 марта. Предполагается, что разработанный правительством федеральный закон вступит в силу в два этапа: первая часть — в день его официального опубликования, вторая — спустя 180 дней после этой даты. К нормам, вступающим в силу с отсрочкой, относятся положения закона, касающиеся обеспечения электронного взаимодействия налоговых органов с МФЦ, поскольку для функционирования такого взаимодействия ФНС Росии должна будет разработать и принять соответствующий порядок, а также требования к формированию документов. К тому же понадобится создать технические условия для обеспечения электронного взаимодействия.
Отметим, что рассматриваемый Законопроект не единственный, содержащий поправки в правила госрегистрации организаций. Минюст России также предложил расширить перечень необходимых для такой регистрации документов (см. также материал на с. 09).
Бумажные документы будут лишь подтверждать содержание электронных свидетельств
В пояснительной записке к Законопроекту отмечается, что главная цель поправок — обеспечить взаимодействие регистрирующего органа с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме без дублирования документов на бумажных носителях при предоставлении услуги по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. По факту это означает, что заявителям придется совершать меньше действий в процессе регистрации.
В настоящее время документы для госрегистрации компании или изменения сведений о ней можно сдать в регистрирующий орган четырьмя основными способами: непосредственно или по почте на бумажном носителе, в электронном виде через интернет, через многофункциональный центр или через нотариуса.
В Законопроекте предлагается конкретизировать процесс взаимодействия регистрирующих органов и МФЦ по обмену такими документами. Так, по замыслу правительства, такой обмен будет проходить с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Документы, полученные от заявителя, многофункциональный центр обязан будет направить в форме электронных документов, подписанных усиленной электронной подписью, в регистрирующий орган на следующий за днем их представления в МФЦ рабочий день.
По результатам рассмотрения таких документов регистрирующий орган не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного для государственной регистрации срока, направит соответствующий принятому решению документ (документы) в форме электронного документа по адресу электронной почты юридического лица или индивидуального предпринимателя, которые указаны в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, и адресу электронной почты заявителя, указанному в представленном заявлении о государственной регистрации, а также в многофункциональный центр, который такие документы передал. По запросу заявителя многофункциональный центр выдаст заявителю составленные многофункциональным центром на бумажных носителях документы, подтверждающие содержание электронных документов, полученных многофункциональным центром от регистрирующего органа.
Обратим внимание на то, что Законопроектом по умолчанию документы, связанные с госрегистрацией юридического лица или индивидуального предпринимателя, предполагаются составленными только в электронном виде. А документы на бумажном носителе, оформляемые МФЦ, представляют собой лишь подтверждение содержания электронных документов.
Аналогично будет выглядеть и процедура подачи и получения документов в случае, если заявитель решит воспользоваться нотариальными услугами. Заявление, иные необходимые бумаги он представит нотариусу, решение регистрирующего органа получит от него по электронной почте, и при желаниии сможет попросить бумажное подтверждение у нотариуса, к которому ранее обращался.
Таким образом, новая система должна обеспечить единообразие получаемых заявителями по результатам оказания государственной услуги по госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов независимо от способа их представления (направления) в регистрирующий орган и исключить предоставление каких-либо преимуществ в их оформлении при представлении (направлении) документов непосредственно в регистрирующий орган.
Соответственно, по аналогии с изменениями, связанными с электронным взаимодействием с многофункциональным центром, Законопроектом изменяются и положения, предусматривающие взаимодействие регистрирующего органа с заявителями.
Учредительный документ у организаций остался только один
Учитывая, что предлагаемые изменения затрагивают нормы, касающиеся учредительных документов организаций, Законопроект также предполагает приведение Закона о регистрации в соответствие с действующей редакцией главы 4 «Юридические лица» ГК РФ, действующей уже почти три года. Так, юридическое лицо действует на основании учредительного документа, а не учредительных документов, при этом государственной регистрации подлежат изменения, внесенные, а не вносимые в учредительный документ юридического лица.
В случае одобрения Госдумой и вступления в силу Законопроекта в статусе закона утратит силу действующий приказ ФНС России от 12.08.2011 № ЯК-7-6/489@ «Об утверждении Порядка направления в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг».