Многие компании в качестве дополнительной гарантии выполнения условий договора прописывают в нем обязанность по внесению исполнителем обеспечительного платежа. Возникнет ли у исполнителя облагаемый налогом на прибыль доход в случае возвращения заказчиком сумм обеспечения после окончания сделки? Ответ на этот вопрос дал Минфин России в письме от 24.03.2017 № 03-03-07/17197.
Прошло уже два года, как обеспечительный платеж «прописался» в Гражданском кодексе. Параграф 8 с одноименным названием был введен в главу 23 «Обеспечение исполнения обязательств» ГК РФ Федеральным законом от 08.03.2015 № 42-ФЗ. Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 381.1 ГК РФ под обеспечительным платежом понимаются денежные суммы, внесенные по взаимному согласию одной из сторон договора в пользу другой стороны в обеспечение денежного обязательства, в том числе обязанности возмещения убытков или уплаты неустойки в случае нарушения договора.
Однако в Налоговый кодекс по сей день не внесены поправки, касающиеся учета обеспечительного платежа. Так, в подп. 2 п. 1 ст. 251 НК РФ сказано, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств. Как видите, в этой норме Кодекса конкретно про обеспечительный платеж ничего не сказано. Поэтому на практике и возникает вопрос: должен ли исполнитель включать в налоговую базу по налогу на прибыль возвращаемые заказчиком суммы обеспечительного платежа?
Специалисты финансового ведомства считают, что никаких налоговых последствий рассматриваемая операция не повлечет. Обосновывается такая точка зрения следующим образом. Согласно ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором. Понятие залога содержится в ст. 334 ГК РФ. В силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству имеет право в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество.
По мнению Минфина России, обеспечительный платеж и залог, являясь способами обеспечения исполнения обязательств, имеют общую правовую основу. Поэтому к обеспечительному платежу могут применяться положения подп. 2 п. 1 ст. 251 НК РФ.
Финансисты также указали, что при расчете налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде имущества или имущественных прав, переданных в качестве задатка, залога (п. 32 ст. 270 НК РФ). А возврат суммы залога не отвечает требованиям ст. 41 НК РФ, согласно которой доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме. Таким образом, сумма обеспечения исполнения контракта, возвращенная организации после выполнения условий, предусмотренных договором, не является доходом и не учитывается при расчете налога на прибыль. Такая же позиция содержится в письме Минфина России от 31.05.2016 № 03-03-06/1/31325.