Так как с этого года порядок расчета страховых взносов осуществляется по правилам НК РФ, финансовое ведомство начало формировать свои позиции по спорным вопросам. В преобладающем большинстве финансисты высказывают точки зрения аналогичные тем, что ранее были у Минтруда России. А как мы помним, подходы этого ведомства по многим проблемам нельзя было назвать лояльными. Именно так случилось и с доплатами молодым мамам. Минфин России счел, что на такие выплаты нужно начислять страховые взносы.
Наше государство нельзя упрекнуть в отсутствии желания помочь молодым мамам. Указом Президента РФ от 30.05.94 № 1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан» предусмотрена ежемесячная компенсационная выплата работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста. Но размер такой помощи смешной — всего 50 руб. в месяц. На эти деньги родители не смогут купить даже пачку памперсов для своего чада (она сейчас стоит не менее 200 руб.).
Руководство некоторых компаний принимает решение оказывать посильную помощь работникам с детьми и доплачивает им каждый месяц из своего кармана. Но совершая такое благое дело, компании, по мнению чиновников, должны платить страховые взносы с суммы доплаты. Минфин России, а также и Минтруд России, считают, что от обложения освобождаются только государственные 50 руб. компенсации. Все что компания платит сверх этой суммы, подлежит обложению страховыми взносами, так как выплаты осуществляются в рамках трудовых отношений и в числе необлагаемых они не поименованы (п. 1 ст. 420, ст. 422 НК РФ, ч. 1 ст. 7, ст. 9 ранее действовавшего Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Такая позиция содержится в письмах Минфина России от 21.03.2017 № 03-15-06/16239, Минтруда России от 22.07.2016 № 17-3/В-285.
Но суды категорически не согласны с таким фискальным подходом контролирующих органов. Причем позицию в пользу компаний занял даже Верховный суд (Определение от 29.06.2015 № 304-КГ15-6486). Высшие арбитры указали следующее. Спорные выплаты предусмотрены коллективным договором, не связаны с исполнением работником трудовых обязанностей, фактически являются мерой социальной поддержки, а не оплатой труда. Такие доплаты не признаются стимулирующими, не зависят от квалификации работника, сложности, качества и условий выполнения работы. Поэтому они не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Также арбитры отметили, что получение сотрудниками указанных компенсационных выплат не свидетельствует о возникновении у них материальной выгоды в качестве вознаграждения за труд (фактически выплаты предназначены для компенсации расходов на содержание ребенка). Получение этих выплат не предусмотрено в качестве элемента системы оплаты труда, действующей в организации.
Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС Уральского округа от 18.02.2015 № Ф09-9926/14, Дальневосточного округа от 27.08.2010 № Ф03-5328/2010, Западно-Сибирского округа от 28.12.2010 № А27-3737/2010, Поволжского округа от 09.04.2009 № А12-10883/2008.
Как видите, выиграть судебное разбирательство не составит труда. Но все может быть гораздо проще, если чиновники из Минфина России прислушаются к сложившейся арбитражной практике. Ведь именно так они рекомендовали поступать налоговых органам при проверках (письмо Минфина России от 07.11.2013 № 03-01-13/01/47571 (доведено до нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 26.11.2013 № ГД-4-3/21097)). Странно, что сами финансисты идут совершенно по другому пути.