Закон о запуске процедуры выхода Великобритании из Европейского союза в середине марта 2017 года был подписан королевой Елизаветой II. После этого премьер-министр страны Тереза Мэй подписала письмо в ЕС о начале Brexit (сокр. Brexit от сочетания слов англ. Britain – Британия и англ. Exit – выход), тем самым официально запустив процесс выхода Великобритании из состава союза. Рассмотрим, какое правовое значение имеет этот процесс и как он отразится на функционировании различных международных правовых институтов.
Как начинался Brexit
Великобритания всегда стремилась сохранять максимальный суверенитет в рамках Европейского союза, однако в последние годы стала демонстрировать все более отчетливое желание не просто дистанцироваться от политики Брюсселя, а окончательно выйти из ЕС. Решение о выходе Великобритании из Евросоюза формально было принято с соблюдением всех демократических процедур. Такой важный вопрос британские власти не могли рассматривать без инициирования референдума.
Голосование, в котором смогли принять участие все граждане Великобритании, Ирландии и стран Британского Содружества, легально находящиеся на территории королевства, состоялось 23 июня 2016 года. За выход страны из Европейского союза проголосовали 51,89% граждан Великобритании. Сторонники сохранения членства в ЕС, хоть и с минимальным отрывом, но проиграли своим оппонентам. После референдума выход страны из Евросоюза стал лишь вопросом времени. В то время как процедура уже официально запущена, аналитики всего мира размышляют над вопросом, к каким последствиям может привести Brexit.
Выход Великобритании из Евросоюза связан со множеством тонкостей, причем наиболее сложными являются именно юридические аспекты Brexit. Рассмотрим данный вопрос более обстоятельно. Прежде всего следует отметить, что на протяжении достаточно продолжительного времени Великобритания была интегрирована в структуры Евросоюза. Теперь по мере реализации процедуры Brexit страна столкнется с многочисленными проблемами юридического характера.
Первое и самое главное последствие Brexit в правовом отношении – необходимость выбора юридической формы дальнейшего взаимодействия Великобритании с Евросоюзом. Сейчас существуют несколько условных моделей, каждая из которых имеет свою специфику:
1. «Модель Норвегии» подразумевает присоединение после Brexit к Европейской ассоциации свободной торговли (European Free Trade Association) и Европейской экономической зоне (European Economic Area). Это обеспечит сохранение доступа к европейскому рынку.
2. «Модель Турции» может повлечь за собой заключение таможенного соглашения между Великобританией и Европейским союзом и сохранение общих тарифов на торговлю с третьими странами.
3. «Модель Канады» позволит Великобритании заключить с Европейским союзом соглашение о свободной торговле либо (как в случае Швейцарии) несколько соглашений, каждое из которых контролирует отдельный сегмент торговли (правда, швейцарскую модель общепризнанно считают сложной, и аналитики сходятся во мнении, что Лондон, скорее всего, не будет ее применять в строительстве дальнейших взаимоотношений с ЕС).
В любом случае наиболее выгодным результатом Brexit для Лондона было бы сохранение преимуществ в отношениях с Евросоюзом при ликвидации недостатков членства в Евросоюзе. Это утверждение в равной степени применимо и к торговой политике страны, и к юридическим аспектам англо-европейских отношений.
Brexit и иммиграционное законодательство
Одной из главных мотиваций противников членства Великобритании в Евросоюзе на протяжении длительного времени было стремление к ограничению свободной миграции трудовых ресурсов из континентальной Европы в королевство. Соответственно, одним из первых последствий Brexit в правовом поле становится неясность юридического статуса европейских граждан на территории Великобритании. В настоящее время британские власти еще не сформулировали сколько-нибудь внятную программу действий в отношении изменения правового статуса граждан стран Евросоюза на территории Великобритании. Известно лишь, что изменения в иммиграционном законодательстве страны будут реализовываться поэтапно, чтобы позволить европейским гражданам адаптироваться к новой реальности.
Зеркальное отражение неопределенности юридического статуса европейских граждан в Великобритании – последствия Brexit для британских граждан, проживающих или работающих на территории стран Европейского союза. В странах ЕС в настоящее время проживает достаточно большое количество британцев, в том числе пенсионеров, и они обеспокоены сохранением социальных услуг, в том числе медицинских, после выхода страны из Евросоюза.
В феврале 2017 года правительством Великобритании был опубликован текст, получивший название «Белой книги». В нем отражались основные вопросы, становящиеся предметом переговоров британского руководства с представителями Евросоюза. В документе говорится о сохранении доступа к британскому образованию для студентов из стран ЕС. Но вопрос о трудовой иммиграции из Евросоюза в Великобританию старательно обойден стороной. Для Лондона и так очень болезненна проблема безработицы, от которой особенно страдает британская молодежь.
Регулярный приток беженцев и трудовых иммигрантов из стран Азии и Африки в континентальную Европу создает вполне ощутимые перспективы их стремительного проникновения и в Великобританию. Кроме того, вхождение в Евросоюз стран Восточной Европы, в которых наблюдается весьма сложная ситуация с рабочими местами, также рассматривалось противниками членства в ЕС в качестве одного из главных аргументов в пользу Brexit. В настоящее время крупнейшими диаспорами выходцев из Восточной Европы в Великобритании являются польская, латвийская и литовская общины. Можно предполагать, что уже в обозримом будущем Великобритания примет поправки, ужесточающие иммиграционное законодательство страны в отношении трудовых иммигрантов.
Не очень ясно и то, как будут исполняться после Brexit уже заключенные до 2016 года контракты, в частности, на проведение работ, оказание услуг различного спектра, аутсорсинг. Ведь ужесточение иммиграционного законодательства способно серьезно повлиять на ситуацию на рынке труда. Так, британским компаниям станет выгоднее привлекать для проведения работ граждан Великобритании, а не выходцев из ряда стран Евросоюза, которые прежде считались более дешевой рабочей силой. Например, Директива 2004/38/ЕС предусматривала свободу передвижения работников – лиц наемного труда в пределах Евросоюза и свободы проживания граждан стран Евросоюза в пределах Евросоюза. В случае ее отмены многочисленные выходцы из континентальной Европы фактически не смогут работать в Великобритании на равных с британцами правах.
Что ждет систему налогообложения?
Brexit неизбежно окажет влияние на ситуацию в сфере налогообложения. В Евросоюзе действует ряд директив, устраняющих препятствия для развития внутреннего рынка (Директива Совета Европейских сообществ 90/435/ЕЕС «Об общей системе налогообложения, применимой к материнским и дочерним компаниям разных государств-членов», Директива Совета Европейского Союза 2003/49/ЕС «Об общей системе налогообложения процентов и роялти, выплата которых осуществлена между ассоциированными компаниями разных государств-членов» и др.).
Длительное время Великобритания оставалась главным проводником инвестиций компаний не входящих в ЕС стран в экономику Евросоюза. После Brexit в отношении европейских «дочек» этих компаний могут перестать действовать директивы Евросоюза, что поставит их перед перспективой двойного налогообложения дивидендов, платежей по процентам и роялти из Великобритании в Евросоюз и из ЕС в Великобританию.
Однако вряд ли Лондон будет препятствовать инвестиционной деятельности европейских компаний в стране, так как это не выгодно для Великобритании. Скорее, будет иметь место попытка Лондона воспользоваться ситуацией для увеличения притока инвестиций, а проблему двойного налогообложения можно будет решить посредством двусторонних соглашений.
Английский или Европейский суд?
Другой не менее важный юридический аспект Brexit связан с изменениями в функционировании британской судебной системы после размежевания страны с Евросоюзом. В течение двух переходных лет, с 2017 по 2019 год, страна откажется от существующей правовой системы, сформировавшейся в контексте членства Великобритании в Евросоюзе. В настоящее время Брюссельский регламент (I Регламент и IIа Регламент) регулирует гражданские, семейные и коммерческие споры. Регламенты определяют вопросы юрисдикции судов стран – членов Европейского союза и устанавливают правила признания и приведения в исполнение решений судебных инстанций стран Евросоюза.
Brexit ставит под вопрос действительность Брюссельского регламента на территории Великобритании. В случае если Брюссельский регламент утратит свою силу, не исключены перспективы последующих отказов европейских судов передавать рассматриваемые дела английским судам на основании соглашения сторон.
Для британского правосудия Brexit может привести к следующим основополагающим последствиям:
-
в Великобритании более не будут действовать регламенты Евросоюза по подсудности, признанию решений, применимому праву;
- Европейский суд более не будет рассматриваться в качестве высшей судебной инстанции для судов Великобритании, которые, таким образом, выйдут из его подчинения;
-
решения Европейского суда не будут более рассматриваться как обязательные к исполнению британскими судами.
Выход Великобритании из единой судебной системы Евросоюза приведет к тому, что британские суды обретут полномочия принимать решения на основе английского права. На практике это может привести к росту спорных ситуаций, когда дела будут рассматриваться параллельно в судах Европейского союза и Великобритании. В свою очередь, появится и неопределенность в приоритете европейской или английской судебной инстанции при рассмотрении конкретного дела.
Пострадает ли лондонский арбитраж?
Следует отметить, что последствия Brexit для британской правовой системы все же не будут кардинально трансформационными. Дело в том, что многие коммерческие организации предпочитают заключать международные контракты, регулируемые именно английским правом. Споры по этим контрактам рассматриваются в английских судах, а Великобритания традиционно играет ключевую роль в международном арбитраже. Лондон даже называют мировой юридической столицей. Не исключено, что в процессе дальнейшей работы над юридическими сторонами Brexit Лондон сможет прийти к соглашению с Брюсселем о замене действия Брюссельского регламента аналогичными правилами, установленными Конвенцией Лугано 2007 года. Другой вариант, о котором сейчас говорят эксперты, – формирование отдельных правил для Великобритании в результате переговоров Лондона и Брюсселя.
Деятельность арбитражных судов Великобритании регулируется «Законом об арбитраже Англии» от 1996 года, который не включает в себя положения европейского законодательства, и, следовательно, формально Brexit не может повлиять на лондонский арбитраж. Кроме того, Великобритания является участником Нью-Йоркской конвенции 1958 года, признаваемой во всем мире в качестве нормативной основы международного арбитража. Поскольку деятельность британских арбитражных судов регулируется этими документами, прямого влияния на нее отказ от европейского права не окажет.
Однако вряд ли можно с уверенностью говорить о том, что позиции Великобритании в международном арбитраже после Brexit сохранятся в незыблемом виде. Авторитет английского арбитража всегда был очень прочным, что связывалось, в первую очередь, с качеством судов, их неподкупностью, объективностью принимаемых решений. Сильные стороны английского арбитража не могут исчезнуть после выхода страны из Европейского союза, и мир это прекрасно понимает. Ряд экспертов убеждены в том, что Brexit все же сыграет негативную роль для популярности английского арбитража. Связано это с тем, что компании из стран Евросоюза могут отказаться от английского арбитража и переориентироваться на конкурирующие арбитражные суды Франции и Сингапура, которые в последние годы серьезно укрепили свои позиции.
Brexit и адвокатура
Еще одна юридическая плоскость, где неизбежно будет сильно ощущаться влияние Brexit, – адвокатская практика. Уже в 2016 году многие юридические компании, работавшие на территории Великобритании, стали выводить своих юристов в офисы стран Евросоюза. Это явление, как и рост случаев перерегистрации лондонских адвокатов в коллегиях Дублина (Ирландия), связано с тем, что после Brexit адвокаты опасаются потерять возможность практиковать европейское право и работать в судах Европейского союза. Для юридических компаний, прежде работавших в Великобритании, это может привести к серьезным последствиям, поэтому их владельцы стремятся максимально оперативно решить вопрос с перерегистрацией своих юристов в Ирландии или перенести офисы в страны Евросоюза.
Аналитики предсказывают значительное расширение ирландского рынка юридических услуг именно по причине перевода офисов многих юридических компаний из Лондона в Дублин1. Так, Брайан О’Горман объясняет это тем, что Ирландия останется единственной англоговорящей юрисдикцией с англосаксонским правом в составе Евросоюза. Это обстоятельство, безусловно, повысит конкурентоспособность страны в качестве новой перспективной штаб-квартиры для многих транснациональных компаний, прежде работавших в Лондоне.
Но, по мнению многих экспертов, опасаться упадка британских юридических компаний не стоит. Англосаксонское право остается очень привлекательным, в отличие от более сложных правовых систем стран континентальной Европы. Кроме того, свою востребованность сохраняют британские суды, поэтому и адвокатура Великобритании также сможет продолжать эффективную работу даже в изменившихся условиях. Английский язык также останется языком транснационального юридического общения вне зависимости от отношений Великобритании с Европейским союзом.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что Brexit вполне способен привести к серьезным правовым последствиям для Великобритании, в первую очередь, связанным с вопросами трансформации иммиграционного законодательства, судебной практики, работы арбитражных судов и юридических компаний. Однако сейчас нормативно-правовые основы Brexit не только не внедряются, но даже и не разработаны. Поэтому оценивать реальные перспективы последствий выхода Великобритании из Евросоюза для правовой сферы жизнедеятельности британского общества несколько преждевременно.
1 Natasha Bernal. Ireland: Brexit’s biggest legal services winner // https://www.thelawyer.com/issues/12-september-2016/ireland-special-report-2/?nocache=true&adfesuccess=1.