В обзоре рынка легковых автомобилей с пробегом в России эксперты PwC прогнозируют умеренный рост к 2021 г. легкового автопарка в целом с одновременным его старением.
В обзоре PwC говорится, что в 2015 г. динамика продаж автомобилей с пробегом в определенной степени коррелировала с динамикой обменного курса рубля с лагом около одного месяца: потребители отслеживали изменения курсов валют и стремились приобрести товары до их подорожания. В 2016 г. сформировался стабильный тренд на укрепление курса рубля, вследствие чего данная зависимость перестала наблюдаться. Замедление темпов прироста рынка в июле — октябре 2016 г. частично связано, по мнению экспертов PwC, с эффектом высокой базы 2015 г.
В 2016 г. произошло снижение продаж новых легковых автомобилей на 12% по сравнению с 2015 г., в то время как на рынке автомобилей с пробегом наблюдался рост на 6%, в результате чего соотношение продаж автомобилей с пробегом к новым увеличилось до 4,0. При этом авторы обзора отмечают, что в отсутствие внешних шоков на развитых рынках данное соотношение составляет около 2,0 (например, в Германии и Испании — 2,2, в Италии — 1,8 по результатам 2011 г.).
Согласно прогнозам PwC, названное соотношение по итогам 2017 г. повысится до 4,1, но затем в последующие три года будет снижаться — 3,7, 3,3 и 3,2 соответственно.
Эксперты PwC предполагают, что со временем в структуре рынка автомобилей с пробегом увеличится доля SUV (внедорожников. — Прим. ред.) в связи с увеличением удельного веса данных автомобилей в автопарке.
Исходя из прогноза PwC по рынку новых автомобилей, к 2021 г. автопарк России увеличится на 9%. При этом текущая стагнация на первичном рынке и относительно низкий уровень утилизации автопарка приведут к существенному смещению структуры парка в сторону более возрастных автомобилей. С точки зрения рынка автомобилей с пробегом это будет означать увеличение предложения автомобилей с пробегом на рынке при определенном снижении качества данного предложения. В наибольшей степени это касается сегмента автомобилей возрастом до пяти лет, парк которых, согласно прогнозам, уменьшится на 3,8 млн штук за пять лет.
Существенная доля сделок с автомобилями малого (B) и малого среднего (C) классов на рынке автомобилей с пробегом в России в целом объясняется высоким удельным весом автомобилей отечественных брендов в автопарке. Но на рынке автомобилей с пробегом в Москве наблюдается более равномерное распределение сделок по классам.
При этом на московском рынке автомобилей с пробегом доля В и С классов существенно ниже, чем на российском рынке (49% против 67%), а доля среднего и бизнес-класса, напротив, существенно выше (18% против 10%).
Учитывая различия в уровне доходов и потребительских предпочтениях, позиции некоторых брендов на рынке автомобилей с пробегом существенно сильнее в Москве, чем в России в целом, и наоборот. Например, доля регистраций автомобилей с пробегом отечественных марок (Lada, GAZ, UAZ) в России, как правило, более чем в два раза выше доли на рынке Москвы. При этом для автомобилей с пробегом премиального сегмента характерна обратная картина — их доля на рынке Москвы существенно выше, чем в России в целом.
Прогноз рынка автомобилей с пробегом аналитики PwC основывают на росте автопарка как основного источника предложения автомобилей на вторичном рынке и уровне его оборачиваемости. Исходя из факторов развития рынка, представленных ранее, они ожидают увеличение средней оборачиваемости автомобилей в автопарке с 13% в 2016 г. до 15% в 2020 г., что соответствует максимальному историческому значению оборачиваемости.
Прогноз автопарка России по возрастным сегментам
Количество а/м, млн |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
---|---|---|---|---|---|
Всего |
41,6 |
42,3 |
43,2 |
44,3 |
45,4 |
Менее 5 лет |
10,7 |
9,5 |
8,2 |
7,3 |
6,9 |
От 5 до 10 лет |
10,1 |
10,7 |
11,1 |
11,0 |
12,0 |
Старше 10 лет |
20,8 |
22,0 |
23,9 |
26,0 |
26,6 |
Прогноз рынка автомобилей с пробегом
Количество а/м, млн |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
---|---|---|---|---|
Всего |
5,8 |
6,4 |
6,5 |
6,7 |
Менее 5 лет |
0,9 |
0,9 |
0,8 |
0,7 |
От 5 до 10 лет |
2,5 |
2,8 |
2,7 |
3,0 |
Старше 10 лет |
2,3 |
2,7 |
3,0 |
3,0 |
ИСТОЧНИК: PwC |
К сведению
Основные драйверы рынка автомобилей с пробегом в ближайшие годы
Эксперты PwC отмечают следующие факторы, определяющие перспективы рынка автомобилей с пробегом на ближайшие годы:
макроэкономическая ситуация оказывает двойственное влияние на рынок автомобилей с пробегом: с одной стороны, падение реальных доходов вынуждает потребителей откладывать покупку/обновление автомобиля, с другой — существенный рост цен на первичном рынке, вызванный обесценением рубля, приводит к смещению спроса с первичного рынка на рынок автомобилей с пробегом;
развитие технологий, увеличение доли сделок, заключающихся онлайн, а также повышение доступности актуальной информации по ценам и качеству реализуемых автомобилей с пробегом приведут к снижению транзакционных издержек и в будущем увеличат оборачиваемость автомобилей на вторичном рынке;
увеличение доли профессиональных игроков, заинтересованных в развитии бизнеса автомобилей с пробегом, способствует повышению доверия потребителей к рынку в целом;
рост автопарка увеличивает предложение автомобилей на вторичном рынке;
спад на первичном рынке автомобилей приводит к сокращению доли молодого сегмента автопарка в перспективе ближайших лет.