Кто является субъектом корпоративных информационных прав? Какой объем информации обязана предоставить корпорация по требованию участника? Каков порядок предоставления такой информации? Об этих вопросах и судебной практике ограничений прав участников на информацию — в материале «ЭЖ».
Повышение прозрачности деятельности российских компаний остается одной из самых актуальных задач отечественного корпоративного права. Ведь в отсутствие возможности получения информации о деятельности общества права участника на управление корпорацией не могут быть реализованы надлежащим образом.
Последние изменения гражданского законодательства, основанные на Концепциях развития гражданского законодательства и законодательства о юридических лицах, подтверждают признание законодателем важности проблемы регулирования информационных прав участников компаний. Так, с 1 сентября 2014 г. вступили в силу изменения ГК РФ (внесены Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ), предоставившие информационные права участникам любой корпорации (организации, построенной на началах членства, абз. 3 п. 1 ст. 65.2 ГК РФ), в то время как раньше такие права были предусмотрены только для участников хозяйственных товариществ и обществ.
Информационные права участника корпорации реализуются различными способами:
1) в порядке официального раскрытия информации:
-
на официальном сайте раскрытия информации;
-
на официальном сайте корпорации;
-
в официальных реестрах сведений и других публичных источниках информации;
2) путем ответа на определенный запрос участника корпорации.
Далее мы рассмотрим, каким образом реализуются информационные права участников корпораций путем запроса определенной информации и какие ограничения их реализации существуют в настоящее время в правоприменительной практике.
Кто может требовать предоставления информации?
По общему правилу любой участник корпорации имеет право получать информацию и документы от корпорации. При этом не имеет значения, когда участник корпорации приобрел свой статус — любой участник корпорации может требовать предоставления документов независимо от даты их составления, в том числе за период деятельности хозяйственного общества, в течение которого лицо не являлось участником общества (п. 5 информационного письма Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 № 144 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ», далее — письмо Президиума ВАС РФ № 144). Например, документы могут быть запрошены даже тем акционером, который только вчера приобрел хотя бы одну акцию акционерного общества.
По общему правилу право на предоставление информации имеют только действующие участники корпорации. Однако судебная практика выработала подход, в соответствии с которым лицо, которому общество с ограниченной ответственностью обязано выплатить действительную стоимость приобретенной обществом доли в своем уставном капитале (ст. 23 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», далее — Закон об ООО), а также лицо, у которого были выкуплены акции ПАО в порядке ст. 84.8 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО), вправе требовать предоставления информации о деятельности общества, связанной, соответственно, с определением действительной стоимости доли, подлежащей выплате обществом, либо с определением цены выкупленных акций (п. 6 письма Президиума ВАС РФ № 144).
В акционерных обществах для отдельных категорий информации закон устанавливает ограничения по количеству акций, которые должны принадлежать акционеру, чтобы он мог потребовать предоставления этой информации:
-
не менее 1% — для получения доступа к списку лиц, зарегистрированных для участия в общем собрании (п. 4 ст. 51 Закона об АО);
-
не менее 25% в совокупности — для получения протоколов заседаний коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции и т.п.) и документов бухгалтерского учета общества (п. 1 ст. 91 Закона об АО).
Конституционность нормы об ограничении доступа к отдельным документам АО для акционеров с менее чем 25% акций проверял Конституционный суд РФ (Определение КС РФ от 18.06.2004 № 263-О). Рассмотрев жалобу, КС РФ пришел к выводу, что особенностью акционерной формы предпринимательства является неограниченное число акционеров, в том числе имеющих мелкие пакеты акций, что предопределяет наличие специальных мер охраны и правил доступа к сведениям, не являющимся общедоступными. Поэтому законодатель с учетом особенностей предпринимательской деятельности в форме акционерного общества, а также специфики и объема предоставляемой информации вправе установить ограничения в виде определенного порядка или условий доступа к такой информации.
Какую информацию можно потребовать?
Перечень документов, к которым АО обязано обеспечить доступ акционеру, указан в п. 1 ст. 89 Закона об АО. Данный перечень не является исчерпывающим и может быть расширен как иными нормативными актами, так и внутренними документами общества. Однако ограничить данный перечень документов внутренними документами общества нельзя. Применительно к ООО конкретный перечень документов и информации, которые могут быть истребованы участником, в законе прямо не определен. По умолчанию участник может истребовать любые документы ООО.
Корпорация не может отказать участнику в предоставлении документов только на том основании, что документы не составлялись или фактически отсутствуют у общества. Общество обязано предоставить по требованию участника все документы, ведение которых предусмотрено нормативными актами и внутренними документами общества.
Например, в одном деле (постановление АС Северо-Западного округа от 24.08.2015 № Ф07-4970/2015 по делу № А56-66385/2014) общество отказалось выдать участнику копии выданных компанией доверенностей, а также книгу их учета ввиду отсутствия в компании этих документов. Суд, удовлетворяя иск участника, пришел к выводу, что отсутствие в обществе книги учета выданных доверенностей не освобождает его от обязанности по учету и хранению всех выданных организацией доверенностей и обязанности предоставить соответствующую информацию участнику.
Если запрошенный документ у корпорации отсутствует, то в течение семи рабочих дней с даты предъявления требования она обязана сообщить участнику, запрашивающему документ, следующую информацию (п. 12 указания Банка России от 22.09.2014 № 3388-У «О дополнительных требованиях к порядку предоставления документов, предусмотренных п. 1 ст. 89 Федерального закона „Об акционерных обществах“, и порядку предоставления копий таких документов»):
-
об отсутствии документа, а также о причинах его отсутствия;
-
о месте нахождения документа;
-
о предполагаемой дате, когда документ будет возвращен в общество или восстановлен.
При реализации информационных прав участники корпорации не обязаны каким-либо образом обосновывать наличие интереса в получении соответствующей информации, однако если будет доказано наличие злоупотребления правами участника корпорации, то ему может быть правомерно отказано в предоставлении запрошенной информации (абз. 3 п. 1 письма Президиума ВАС РФ № 144). О злоупотреблении участником правом на информацию может свидетельствовать то, что участник, обратившийся с требованием о предоставлении информации, является фактическим конкурентом хозяйственного общества (его аффилированным лицом), а запрашиваемая информация носит характер конфиденциальной, относится к конкурентной сфере и ее распространение может причинить вред коммерческим интересам общества (см. «Судебное решение»).
Однако если злоупотребление правом не доказано, то общество должно предоставить участнику в том числе и документы, содержащие коммерческую тайну. При этом общество может потребовать от участника расписку о том, что он предупрежден о своей обязанности не распространять данную конфиденциальную информацию (п. 15 письма Президиума ВАС РФ № 144).
Спорным в судебной практике является вопрос о предоставлении документов, регулирующих трудовые отношения между обществом и его работниками.
Одни суды исходят из того, что предоставление документов, регулирующих трудовые отношения общества и работников, недопустимо (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 25.11.2010 по делу № А79-723/2010, Уральского округа от 03.07.2008 № Ф09-4742/08-С4 по делу № А71-9325/07-Г30) из-за наличия в этих документах персональных данных, другие же, напротив, считают общество обязанным предоставлять и такую информацию (постановления АС Северо-Кавказского округа от 09.04.2015 № Ф08-1777/2015 по делу № А53-17689/2014, ФАС Западно-Сибирского округа от 17.07.2012 по делу № А03-13957/2011).
Если истребуемые документы содержат иную тайну, то общество должно предоставить такие документы, удалив из них предварительно информацию, содержащую тайну.
Каков порядок истребования информации?
В судебной практике часто возникают споры, связанные с формой и содержанием требования участника корпорации о предоставлении информации.
Участник, направляя корпорации требование о предоставлении информации, должен конкретизировать перечень запрашиваемых сведений, но при этом не обязан указывать точные даты и номера документов — ему достаточно указать период времени, в который составлены необходимые документы. Степень конкретизации требования о предоставлении информации оценивается с учетом обстоятельств и необходимости обеспечить возможность осуществления участником корпорации своих прав (п. 4 письма Президиума ВАС РФ № 144).
Участники корпорации не обязаны раскрывать цели и мотивы, которыми они руководствуются, требуя предоставления информации об обществе, а также иным образом обосновывать наличие интереса в получении соответствующей информации.
К запросу информации следует приложить документы, подтверждающие статус участника, например, выписку из ЕГРЮЛ для участника ООО. Однако необходимо отметить, что акционерное общество в целях подтверждения статуса акционера у лица, обратившегося с требованием о предоставлении информации, вправе самостоятельно запросить у регистратора сведения о количестве акций на лицевом счете такого лица. Это разъяснение содержится в письме Банка России от 07.07.2015 № 06-59/5740 «О порядке предоставления акционерам документов акционерного общества», в котором закреплено, что отсутствие выписки из реестра акционеров при предъявлении требования не является основанием для отказа акционеру в предоставлении запрошенной информации.
Запрошенные документы должны быть предоставлены обществом в течение семи дней со дня предъявления соответствующего требования.
Закон об АО и Закон об ООО предусматривают две формы осуществления права участника на информацию: ознакомление с документами и получение копий документов. Выбор конкретной формы реализации права на получение информации осуществляется участником, при этом его право требовать предоставления копий документов не обусловлено необходимостью первоначально прибыть по месту нахождения корпорации и ознакомиться с документами. Участник может ознакомиться с запрошенными документами в помещении исполнительного органа общества или же потребовать, чтобы корпорация направила документы ему по почте или курьером. При этом если участник корпорации выбрал ознакомление с документом в помещении корпорации, то независимо от того, было ли это оговорено в его требовании о предоставлении информации, он может производить копирование документов с помощью фотоаппарата, телефона или других технических средств.
По умолчанию предоставление незаверенных копий документов является надлежащим исполнением обществом обязанности по предоставлению участнику информации (п. 9 письма Президиума ВАС РФ № 144), однако участник может потребовать заверить документы подписью директора и печатью общества либо нотариально.
При выборе способа получения документов и их заверения не стоит забывать, что участнику придется компенсировать расходы на ксерокопирование, заверение и доставку запрошенных документов.
Если корпорация неправомерно отказала в предоставлении информации участнику или же она была предоставлена с нарушением порядка или срока, то ее могут привлечь к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 15.19, ч. 2 и 11 ст. 15.23.1 КоАП РФ.
***
Одна из основных проблем в регулировании информационных прав участников корпораций состоит в определении объема информации, который может быть предоставлен конкретному участнику. Помимо интереса отдельного участника корпорации в получении информации существует и противоположный охраняемый законом интерес корпорации в сохранении конфиденциальной информации. Нужно ли для защиты этого интереса корпорации ограничивать предоставление определенных видов информации? И требуется ли сократить круг субъектов корпоративных информационных прав, чтобы защитить корпорацию от гринмейла со стороны микроминоритариев?
Законодателю необходимо найти и обеспечить соблюдение разумного баланса между защитой прав различных групп участников корпорации и защитой прав самой корпорации. С одной стороны, чрезмерная защита прав миноритариев грозит превратиться в легализацию корпоративного шантажа (гринмейла). С другой стороны, недостаток информированности ведет к непрозрачности деятельности корпорации и риску злоупотреблений со стороны мажоритариев и топ-менеджмента.
Судебное решение
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2014 № 09АП-12194/2014 по делу № А40-125694/13
В рамках этого дела рассматривалось требование истца, который, являясь техническим директором фирмы-конкурента, запросил все хозяйственные договоры и сведения о движении денежных средств по расчетному счету за последние три года в период, когда намеревался продать основной пакет принадлежащих ему акций третьему лицу. Суд установил, что истец не преследовал цели установления стоимости пакета собственных акций, поскольку уже заключил договор купли-продажи акций, как и не преследовал цели участия в управлении обществом, поскольку в результате сделки купли-продажи стал владельцем только одной акции общества. На этом основании суд отказал в требовании о предоставлении информации, посчитав, что истец злоупотребляет правом, так как запрашиваемая им информация (в частности, о цене договоров, в том числе заключенных ответчиком и фирмой, в которой истец является техническим директором, с одними и теми же контрагентам) относится к конкурентной сфере, для истца, как для конкурента, в настоящее время является конфиденциальной, и ее распространение может причинить вред коммерческим интересам общества-ответчика.
Постановление АС Северо-Кавказского округа от 02.12.2015 № Ф08-8815/2015 по делу № А53-844/2015
Схожая ситуация, в которой суд установил, что акционер, являясь заинтересованным лицом фирм — конкурентов общества, запросил информацию, позволяющую создать конкурентные преимущества для него и его аффилированных лиц.
Запрошенные документы содержали информацию о производственных планах компании, отчеты о ходе реализации инвестиционных проектов, о динамике продаж продукции, о прогнозных планах развития и модернизации производства продукции общества, о финансовых показателях и отчетах о деятельности общества по реализации продукции и закупке сырья и т.п. Иными словами, акционер запросил сведения, относящиеся к конкурентной сфере, распространение которых может причинить вред коммерческим интересам общества. Суд, отказывая в иске, учел, что истец является руководителем и совладельцем значительного количества организаций, осуществляющих аналогичные виды экономической деятельности, а также то, что истец владеет всего лишь 0,04% акций общества и имеет ограниченное право на участие в управлении обществом.