Многие компании полагают, что жаловаться на налоговиков в вышестоящий налоговый орган не имеет смысла. Они считают, что шанс благоприятного исхода ничтожно мал. Но это не так. Подтверждение тому — недавно появившееся на сайте налоговой службы решение ФНС России от 22.12.2016 № СА-4-9/24731@ на жалобу компании, которую нижестоящий налоговый орган привлек к ответственности за недостоверные сведения, содержащиеся в справках 2-НДФЛ.
Размытые грани недостоверности
На основании ст. 126.1 НК РФ на налогового агента могут быть наложены санкции за представление налоговикам документов, содержащих недостоверные сведения. Размер штрафа составляет 500 руб. за каждый документ, содержащий недостоверные сведения.
Этот вид ответственности налоговых агентов появился в Налоговом кодексе не так давно — с 1 января 2016 г. К сожалению, Кодекс не конкретизирует, какие сведения считаются недостоверными. В течение прошлого года с этим вопросом пытались разобраться контролирующие органы.
Минфин России в письме от 21.04.2016 № 03-04-06/23193 разъяснил порядок привлечения налоговых агентов к ответственности по ст. 126.1 НК РФ. Финансисты указали, что квалификация деяний налогового агента, допустившего ошибку при заполнении сведений о доходах физического лица, зависит от фактических обстоятельств. Этой фразой специалисты финансового ведомства дали полный карт-бланш налоговикам.
По мнению же специалистов ФНС России, абсолютно все заполненные реквизиты сведений по форме 2-НДФЛ и расчетов по форме 6-НДФЛ, не соответствующие действительности, можно отнести к недостоверным (письма от 09.08.2016 № ГД-4-11/14515 и от 16.11.2016 № БС-4-11/21695@). Это могут быть любые ошибки, допущенные налоговым агентом при заполнении соответствующих реквизитов (например, в персональных данных налогоплательщика, кодах доходов и вычетов, суммовых показателях и т.д.).
Налоговики также отмечают, что основанием для привлечения к ответственности по ст. 126.1 НК РФ является, в частности, недостоверность информации, допущенной в результате:
-
арифметической ошибки;
-
искажения суммовых показателей;
-
иных ошибок, влекущих неблагоприятные последствия для бюджета в виде неисчисления и (или) неполного исчисления, неперечисления налога, нарушения прав физических лиц (например, прав на налоговые вычеты).
Штраф также будет, если налоговый агент допустит ошибку в показателях, идентифицирующих налогоплательщиков — физических лиц (ИНН физического лица, фамилия, имя, отчество, дата рождения, паспортные данные).
В уже упомянутом нами письме от 09.08.2016 № ГД-4-11/14515 специалисты ФНС России рассказали, в каком случае налоговый агент может рассчитывать на смягчение ответственности. Так, если предоставление недостоверной информации не привело к неисчислению и (или) неполному исчислению НДФЛ, к неблагоприятным последствиям для бюджета, нарушению прав физических лиц, налоговым органам следует рассматривать этот факт как смягчающее обстоятельство.
Обратите внимание: согласно п. 2 ст. 126.1 НК РФ налоговый агент освобождается от ответственности, если самостоятельно обнаружит ошибку и вовремя ее исправит. Представить налоговому органу уточненные документы нужно до момента, когда налоговый агент узнает о том, что их нашли налоговики.
Есть ошибка —получите штраф
Как показывает практика, налоговые органы на местах активно пользуются положениями ст. 126.1 НК РФ и привлекают компании к ответственности из-за того, что, по их мнению, сведения оказались недостоверными. Отсюда — конфликты между организациями — налоговыми агентами и налоговыми органами.
В комментируемом решении налоговой службы был рассмотрен следующий спор. Организация сдала в инспекцию сведения по форме 2-НДФЛ. В ходе проверки инспекторы обнаружили, что в десяти справках содержатся недостоверные сведения, а именно:
-
две справки содержат недостоверные сведения о серии и номере паспорта налогоплательщика;
-
восемь справок содержат недостоверные сведения об адресе места жительства налогоплательщика.
Из-за этого налоговики привлекли компанию к ответственности по ст. 126.1 НК РФ.
Не все ошибки приведут к санкциям
Организация обжаловала такое решение по проверке в вышестоящем налоговом органе и вполне успешно. Специалисты ФНС России признали действия своих подчиненных неправомерными по следующим основаниям.
Объективной стороной правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 126.1 НК РФ, является представление в налоговый орган справок по форме 2-НДФЛ, содержащих недостоверные сведения. Но ответственность возникает при условии, что указанные действия могли затруднить осуществление налоговым органом мероприятий налогового контроля вследствие невозможности идентификации указанных в справке физических лиц.
Изучив материалы дела, налоговый орган обнаружил, что в девяти из десяти справок, содержащих ошибки, был указан ИНН физических лиц. Поэтому привлечение компании к налоговой ответственности за представление налоговым агентом документов, содержащих недостоверные сведения только о серии и номере паспорта или об адресе места жительства налогоплательщика, при наличии иных идентифицирующих признаков налогоплательщика (ФИО, ИНН), неправомерно.
А вот в одной спорной справке по форме 2-НДФЛ отсутствовал такой показатель, как ИНН физического лица. В отношении этого документа специалисты ФНС России признали начисление штрафа правомерным, так как без сведений об ИНН нельзя идентифицировать физическое лицо — получателя дохода.