В письме от 31.03.2017 № 03-03-06/1/18858 специалисты Минфина России пришли к выводу, что без наличия экспедиторской расписки расходы по договору транспортной экспедиции нельзя учесть для целей налогообложения прибыли. Подробности — в нашем комментарии.
Договор диктует документооборот
Транспортно-экспедиционная деятельность представляет собой оказание услуг по организации перевозок грузов, оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей, иных услуг, связанных с перевозкой грузов. Такая деятельность регулируется главой 41 «Транспортная экспедиция» ГК РФ, Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» и принятым во исполнение этого закона постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Правила).
По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ). При этом неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции являются экспедиторские документы, а именно: поручение экспедитору, экспедиторская расписка, складская расписка (п. 5 и 7 Правил). Формы этих документов утверждаются Минтрансом России (п. 7 Правил). Сейчас они содержатся в приказе Минтранса России от 11.02.2008 № 23.
Какие документы из вышеназванных необходимы для подтверждения расходов по указанному договору для целей налогообложения прибыли?
Позиция финансистов
В комментируемом письме специалисты Минфина России напомнили плательщикам налога на прибыль прописную истину — без наличия подтверждающих документов расходы нельзя учесть для целей налогообложения прибыли. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, по которым, в частности, есть документы, оформленные в соответствии с законодательством РФ (ст. 252 НК РФ).
Сейчас формы первичных документов организации разрабатывают и утверждают самостоятельно в учетной политике (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). А вот раньше компании должны были использовать формы документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Но с 1 января 2013 г. эти бланки не являются обязательными к применению.
В то же время не стоит забывать, что некоторые формы первички были установлены уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов. А вот эти документы продолжают оставаться обязательными. На этот момент обратили внимание специалисты Минфина России. Кроме того, они указали, что экспедиторская расписка является неотъемлемой частью экспедиторских документов договора транспортной экспедиции. Следовательно, ее наличие обязательно для подтверждения в целях налогообложения прибыли расходов по договору транспортной экспедиции. Получается, что расписка должна оформляться по форме, утвержденной приказом Минтранса России от 11.02.2008 № 23.
Одной расписки будет мало
По мнению специалистов УФНС России по г. Москве, экспедиторская расписка не является достаточным документом для подтверждения для целей налогообложения прибыли расходов на доставку товаров, осуществленную транспортно-экспедиционными компаниями, так как не содержит информации о стоимости оказанных услуг. Такую точку зрения налоговики высказали в письме от 29.08.2008 № 20-12/082058.
О том, какой пакет документов должен быть у компании для подтверждения рассматриваемых услуг, сказано в письме УФНС России по г. Москве от 17.10.2011 № 16-15/100092@. Налоговики назвали следующие документы:
-
договор транспортной экспедиции;
-
акт сдачи-приемки оказанных услуг;
-
экспедиторские документы (поручение экспедитору, экспедиторская расписка, складская расписка);
-
доверенность на право заключения договора перевозки от имени клиента, договор перевозки, доверенность, выданная экспедитором организации-перевозчику на право последней получить груз (в случае, если транспортировка осуществляется третьим лицом);
-
перевозочные документы.
Спорить не стоит
Как показывает анализ арбитражной практики, суды поддерживают позицию контролирующих органов о том, что для подтверждения расходов по договору транспортной экспедиции у заказчика должны быть в наличии документы, в том числе и установленные Правилами. Пример — постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.09.2011 № А05-12220/2010 (Определением ВАС РФ от 01.03.2012 № ВАС-1494/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).
Организация заключила договор транспортной экспедиции. По его условиям при предъявлении оказанных услуг заказчику экспедитор выписывает счет-фактуру и акт приема-передачи выполненных работ. На основании этих документов компания принимала расходы к налоговому учету. Однако при проверке налоговые органы сделали вывод о том, что данные услуги не были документально подтверждены. Суды согласились с позицией налоговиков.
Арбитры указали, что согласно п. 5 Правил к числу экспедиторских документов относятся: поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции); экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя); складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение). Эти документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции (п. 7 Правил). При отсутствии таких документов понесенные компанией расходы являются неподтвержденными.