Госдума рассмотрела в первом чтении два конкурирующих законопроекта, направленных на совершенствование Жилищного кодекса.
Один внесен депутатами П. Крашенинниковым и С. Нарышкиным, другой – Правительством РФ. Оба направлены на совершенствование системы проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (в том числе в соответствии с предписаниями Конституционного Суда, данными в Постановлении от 12.04.2016 № 10-П).
Депутаты в своем законопроекте предлагают передать на федеральный уровень такие базовые вопросы капитального ремонта, как установление предельных размеров взносов на капремонт и определение критериев очередности проведения капремонта.
Сейчас минимальный размер взноса на капремонт устанавливается субъектами РФ: зачастую предельно низким, не отражающим реальных потребностей в проведении капремонта, или, наоборот, очень высоким, он не дифференцируется в зависимости от типа дома и его состояния. Законопроектом предлагается установить, что основные условия расчета взносов и его пределы должны определяться Правительством РФ, и закрепить обязательную дифференциацию взносов в зависимости от типа дома, его технического состояния и др.
Очередность проведения ремонта часто ставится субъектами РФ в зависимость не столько от состояния дома, сколько от сопутствующих факторов (поступивших платежей, количества жителей в доме). Авторы законопроекта заявили, что необходимо, чтобы она определялась исходя из технического состояния дома. Решение этого вопроса предлагается перенести на федеральный уровень.
Также законопроектом определяются правила учета фонда капремонта владельцем специального счета, уточняются требования к договору подряда. Так, предлагается обязать собственников помещений предусматривать в договоре на проведение капремонта гарантийный срок на выполнение работы продолжительностью не менее пяти лет, а владельца счета – вести учет средств, поступивших на специальный счет. Планируется увеличить срок, предоставляемый для погашения задолженности по уплате взносов на спецсчет, с пяти до десяти месяцев. Также предлагается закрепить не право, а обязанность субъектов РФ устанавливать минимальный размер фонда капремонта, по достижении которого собственники могут прекратить отчисления и искать дополнительные инвестиции для скорейшего проведения капремонта, предусмотрев его размер в 50% от оценочной стоимости капремонта.
Помимо этого, чтобы защитить права собственников, законопроект предлагает скорректировать срок начала уплаты взносов на капремонт в новостройках: не менее трех и не более пяти лет. Сейчас установлено, что этот срок наступает не позднее пяти лет с даты включения дома в региональную программу капремонта. И некоторые регионы устанавливают такую обязанность уже через восемь месяцев. Предлагается возложить на регионального оператора дополнительную ответственность в виде пеней за неисполнение обязанностей по проведению ремонта в установленные сроки.
Правительственный законопроект также обращается к упомянутым выше проблемам, таким как создание системы информирования собственников о ходе капремонта, проведение капитального ремонта в домах, в которых ремонт требовался на дату первой приватизации и не был проведен за счет бывшего наймодателя – публичного образования. Но он обходит вниманием множество важных деталей, поэтому проигрывает первому законопроекту и отправлен на доработку.