Принцип верховенства международного права является одним из основополагающих принципов, на основе которого выстраиваются международные отношения. В резолюции Генеральной ассамблеи ООН от 24.09.2012 данный принцип упоминается как залог поступательного экономического роста и устойчивого развития. Что же мешает реализовать этот принцип в полной мере?
Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги.
Платон
Как работает принцип?
Признание принципа верховенства международного права и необходимость его соблюдения – одна из главных задач Генеральной ассамблеи ООН и ее Совета Безопасности.
Исходя из содержания Концепции внешней политики Российской Федерации (утверждена 12.12.2013), Россия также выступает за верховенство международного права, поскольку именно оно призвано обеспечить мирное и плодотворное сотрудничество государств при соблюдении баланса их зачастую не совпадающих интересов, а также при обеспечении интересов мирового сообщества в целом.
Различий между сущностью верховенства права на национальном и международном уровнях нет. В обоих случаях верховенство права означает необходимость соблюдения права.
Условиями верховенства права в международном сообществе являются публичность, доступность, понятность правовых норм и урегулирование правотворческого процесса ясными правилами.
Понимание принципа верховенства права вытекает из требований системности и непротиворечивости норм права. Это означает, что применение любой нормы, в том числе применение положений договора, не должно противоречить общим правовым постулатам.
Только при соблюдении принципа верховенства права возможно построение правового государства и гражданского общества с присущими им чертами: равенство прав и свобод человека и гражданина, подчинение власти праву, защита личности, ее чести и достоинства, абсолютный характер права собственности, его универсальная и эффективная защита, независимое правосудие, реализация юридических прав и обязанностей.
Сложно преувеличить практическое значение идеи верховенства права. Опыт экономически развитых стран, таких как США, Великобритания, Германия, Франция, показывает, что достижение высокого уровня экономического развития возможно только при соблюдении принципа верховенства права.
Существует ряд проблем при реализации принципа верховенства международного права. К ним прежде всего относятся соотношения национального и интеграционного права, интеграционного и международного права, одновременной правосубъектности международного сообщества и входящих в него государств.
В связи с этим одной из первостепенных задач любого международного сообщества является унификация прав государств-членов. Унификация достигается с помощью принятия международных договоров в рамках интеграционных объединений. Подобные договоры способствуют обеспечению верховенства международного права и на национальном уровне. С помощью унификации норм международного права и их имплементации во внутригосударственное законодательство всецело реализуется принцип верховенства международного права.
На стыке экономики и права
Основные трудности реализации принципа верховенства международного права возникают на стыке экономики и права. Это происходит в связи с тем, что экономистами и юристами совершенно по-разному воспринимается данный принцип. Термин «верховенство права» экономисты воспринимают как некоторое идеальное право, соблюдение которого не ставится под сомнение в экономически развитых странах. Юристы же рассматривают идею верховенства права более глубоко, обращая внимание в первую очередь на наличие противоречий между нормами национального права, а также конфликт национального и международного права, то есть на то, что может воспрепятствовать реализации верховенства права.
Экономистами различных государств верховенство права рассматривается как право равных субъектов с равными правами. Ими выделяются три основных экономических условия цивилизованного права.
Первым базовым условием является формальное равенство субъектов права, которое означает снятие правовых ограничений в использовании человеческого капитала. В экономически развитых странах больше не существует формально-юридических препятствий для занятия экономической деятельностью, в отличие от стран, где до настоящего времени существует неравенство субъектов права, что дает существенный экономический эффект.
Вторым условием, вытекающим из равенства субъектов экономической деятельности, является развитие конкуренции, поскольку ее ограничение признается неправовым и подлежащим устранению юридическими средствами.
Третье необходимое условие – возникновение права собственности с равными средствами защиты, которые не зависят от статуса собственника. Данное условие подразумевает под собой невозможность изъятия собственности без воли самого собственника и без уплаты ему справедливого вознаграждения, за исключением ограниченных случаев конфискации, строго регламентированных законом.
Такое положение существенно расширяет экономический горизонт участников имущественного оборота, обеспечивает динамичное развитие, вызывающее конкурентоспособность экономических и политических институтов.
Одной из серьезнейших международных проблем, существующих на стыке права и экономики, является проблема активного применения уголовного законодательства за экономические преступления. Зачастую это приводит к использованию данного средства для незаконного преследования бизнеса и передела права собственности во многих странах мира.
При этом необходимость использования инструментов уголовного преследования в отношении преступлений в сфере экономики не подвергается сомнению.
Однако избыточное уголовное преследование бизнеса ухудшает имидж экономики той страны, где такая проблема существует, что, в свою очередь, влечет за собой отток капитала и сокращение его притока из других стран.
Примером служит российское уголовное законодательство, которое в настоящее время нуждается в модернизации. Такая необходимость обусловлена неэффективностью и чрезмерной репрессивностью уголовного закона. Законодательные изменения смогут повлечь за собой экономическое развитие страны, а также конституционно гарантировать свободу экономической деятельности.
Для принятия на качественном уровне законодательных решений, в том числе и изменения уголовного законодательства, необходим системный подход к пониманию правовых проблем при помощи инструментов экономического анализа права. Подобный междисциплинарный подход, известный в мире как law & economics, начал активно развиваться еще с 60-х годов XX столетия и обрел популярность в таких странах, как США и Израиль.
Понимание правовых проблем через экономический анализ способствует динамичному развитию правовой системы, позволяет усовершенствовать юридическую технику при составлении законодательных актов.
В международных экономических спорах
Соблюдение принципа верховенства права как одно из главных условий благоприятной деловой жизни не может быть реализовано без независимого суда.
Соблюдение принципа верховенства международного права обеспечивается международными судами, из которых постоянно действующими являются: Международный суд ООН, Международный трибунал по морскому праву, Международный уголовный суд, Суд Европейского союза, Европейский суд по правам человека, Межамериканский суд по правам человека, Африканский суд по правам человека и народов.
Международные суды в целом пользуются большим авторитетом в отношении профессионализма и компетентности своих судей, независимость и беспристрастность судов не ставится под сомнение.
Наиболее значительной проблемой для судов на международном уровне является природа их юрисдикции. Во внутригосударственном праве с точки зрения верховенства права противоборствующие стороны не вправе решать, обладает ли суд юрисдикцией по рассмотрению и разрешению их дела. При такой системе споры долгое время оставались бы неразрешенными.
Естественно, что условием соблюдения верховенства права на национальном уровне является обязательная юрисдикция судов. Это означает, что при наличии у судов компетенции по рассмотрению и разрешению дел они разрешают их, руководствуясь принципом беспристрастности, вне зависимости от согласия сторон на их юрисдикцию.
Специфика разрешения международных экономических споров связана с неоднородностью международных экономических отношений. Межгосударственные экономические споры разрешаются на основе международного права.
Рассмотрение споров между физическими и юридическими лицами разных стран входит в компетенцию судов государств, а также в компетенцию международных коммерческих арбитражей. Участники международных экономических отношений отдают предпочтение последнему.
Международный коммерческий арбитраж учреждается по национальному праву и руководствуется им в своей деятельности. Определение «международный» относится лишь к характеру рассматриваемых споров – хозяйственных споров международного характера между частными лицами.
Высокоавторитетные центры рассмотрения международных экономических споров – это Арбитражный суд Международной торговой палаты (Париж), Лондонский международный третейский суд, Американская арбитражная ассоциация (Нью-Йорк), Арбитражный институт Стокгольмской торговой палаты и другие. В России – Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.
Основная сложность при разрешении международных коммерческих споров – это противоречивость норм национального и международного права. Основной функцией международного экономического права является унификация арбитражных процессуальных норм для обеспечения единообразия в процедуре рассмотрения международных коммерческих споров в арбитражах разных государств.
Примером унификации арбитражных процессуальных норм служит Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже, принятая в 1961 году в Женеве. Она содержит в себе правила формирования арбитража, порядка рассмотрения дела и вынесения решения.
В практике разных государств часто применяются арбитражные регламенты, разработанные ООН. Наиболее популярен Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ 1976 года.
В качестве модели национального закона о международном коммерческом арбитраже рекомендуется использовать Типовой закон о международном коммерческом арбитраже, принятый резолюцией Генеральной ассамблеи ООН в 1985 году.
Другим необходимым элементом обеспечения верховенства права является создание международно-правовой основы для признания и принудительного исполнения решений арбитража одного государства на территории другого государства.
Особенно остро данная проблема стоит, когда одна из сторон уклоняется от исполнения решения суда иностранного государства.
Принятие Конвенции ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1956 года разрешило этот вопрос. Конвенция обязывает государства признавать и исполнять арбитражные решения, вынесенные на территории иностранных государств.
В заключение
Верховенство права на национальном уровне неразрывно связано с верховенством права на международном уровне.
Соблюдение принципа верховенства права – важное условие для обеспечения благоприятной деловой жизни, устойчивого экономического развития и роста, улучшения уровня жизни в любой стране мира.
Отказ от принципа верховенства права приводит к пагубным экономическим последствиям, в том числе к снижению деловой активности, вытеснению конкуренции, превращению права собственности в зависимое от власти «право пользования», отсутствию универсальной защиты права собственности, внедрению избирательной защиты права собственности властной элиты и, как следствие, исчезновению общесоциальных ценностей.