Юридический бизнес уже давно существует как самостоятельный сегмент рынка услуг. Здесь своя конкуренция, свои правила игры, которые с течением времени претерпевают изменения. В условиях повсеместной автоматизации и развития технологий юридические фирмы переключают скорость, чтобы быть успешнее, быстрее, больше. Но всегда ли больше – значит лучше?
Равнение на крупные фирмы
Крупные фирмы всегда воспринимаются как самые успешные в своем деле. И, скорее всего, это так. Но обратное равенство не всегда верно, да и показатель численности юристов в компании не единственный критерий ее оценки. Сейчас существуют всевозможные рейтинги, российские и международные, которые ранжируют юридические фирмы в зависимости от количества сопровождаемых проектов, результата работы (как качественного, так и финансового), ассортимента предлагаемых услуг, даже по функциональности сайта фирмы и т. д. Одни фирмы считаются крупными и успешными, другие – средними, третьи – мелкими, но с изюминкой… Но равняются все (и коллеги, и главным образом клиенты), несомненно, на тех, кто занимает первые места – на самых крупных.
Какова же формула успеха?
В юриспруденции люди работают с людьми и для людей. Это одинаково верно как в отношении внутри фирмы при работе над проектом, так и в отношении клиентов. Именно такой подход позволяет заграничным коллегам эффективно управлять качеством сервиса, завоевывать лояльность клиентов и, как следствие, поднимать ценник.
Для этого необходима выработка системы контроля качества, позволяющая на любом этапе работы с клиентом контролировать и подхватывать процесс. Когда в компании нет порядка, то ею сложно управлять: каждый в ней, как лебедь, рак и щука, будет тянуть ее в свою сторону. А если ты не устойчив, то, вероятно, станешь жертвой естественного конкурентного отбора – клиент уйдет к другому.
Несмотря на то что российский рынок профессионального юридического консалтинга относительно молод и в целом разрознен, он при этом довольно насыщен предложением, что рождает конкуренцию.
Однако конкуренция достаточно линейная. То есть, например, крупные юридические фирмы конкурируют с крупными и, как правило, не конкурируют с мелкими (типа адвокатских кабинетов, частнопрактикующих юристов или мелких фирм, состоящих из одного-двух партнеров), им незачем делить клиентов, так как у них разное позиционирование на том самом разделенном на сегменты рынке, да и клиенты в основном разного полета. К тому же не все маленькие фирмы стремятся стать большими, они тоже бывают вполне прибыльны в пересчете на одного юриста и более поворотливы в посудной лавке.
Недостаток мелких юридических фирм и одновременно, пожалуй, главное препятствие к развитию любой компании – отсутствие корпоративной культуры и небольшие инвестиции в собственный бренд. Компания должна быть узнаваема, ее миссия и подходы к работе – открыты и понятны.
Японская концепция kaizen
Хороша в управлении юридической фирмой концепция наших японских коллег kaizen. Kaizen – это непрерывный процесс совершенствования внутреннего развития компании, который базируется на циклах контроля качества. Образ мышления, ориентированный на процесс, позволяет ликвидировать разрыв между процессом и результатом, между целями и средствами, между задачами и показателями. Достигнув же высокого качества результата, нужно вновь возвращаться к циклу контроля качества, так как любой результат всегда можно улучшить, внедрив новые элементы решения в процесс, и т. д.
Необходимо управлять каждым предыдущим процессом и воспринимать коллегу по проекту как своего внутреннего клиента, которому важно получить высокий результат. Например, насколько качественно будет разработан договор, настолько качественно составляемая претензия в рамках досудебного урегулирования спора позволит защитить интересы клиента, что, в свою очередь, позволит настолько же качественно выстроить позицию и защитить интересы клиента в суде. К тому же такой подход создает и поддерживает здоровую конкуренцию внутри коллектива, помогает сломать барьеры между подразделениями, обеспечивает высокую соисполнительность, а все это в целом отразится на успешности любой компании.
Kaizen диаметрально отличается от способа выстраивания управления бизнесом по принципу пирамиды, все еще широко распространенному в России и у многих западных партнеров. Принцип пирамиды – это когда фирма, в том числе и по оказанию услуг, строится сверху вниз, где принятие стратегических управленческих решений, управление качеством обслуживания сосредоточены только наверху, чаще всего в руках одного-двух людей, хотя непосредственно с клиентами работает основной штат сотрудников.
Факторы успеха
По данным Росстата, в прошедшем 2016 году количество зарегистрированных организаций, заявивших в качестве основных направлений в работе деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием, по сравнению с 2015-м (который был в этом смысле пиковым за последние пять лет), сократилось почти на 4,7% (18 870 юридических фирм против 19 800). Это небольшой спад, достаточно неощутимые потери, что говорит о востребованности юридического консалтинга для бизнеса в России и о том, что юристы находят способ держаться на плаву даже в шторм.
Юридическая фирма – это тоже бизнес, и, как он будет складываться, зависит от многих факторов:
–в каком направлении будут развиваться отношения России на международном уровне;
–от состояния российской экономики;
–от развития законодательства и правоприменения.
Эти факторы, безусловно, создающие климат рынка, но всего лишь косвенные для успешности. На прикладном же уровне главным, что движет фирму вперед и позволяет ей развиваться, является следующее:
–активная, компетентная команда профессионалов;
–единые, устойчивые и понятные бизнес-процессы, позволяющие работать фирме единым механизмом;
–внедрение новых технологий для оптимизации внутренней работы, улучшение качества сервиса предоставляемых услуг.
Компетентность, клиентоориентированность и самосовершенствование – пожалуй, три основных составляющих успеха фирмы, работающей в сфере юридического консалтинга, вне зависимости от того, насколько крупный у нее штат.
Продажа юридического консалтинга
Юридический консалтинг продается как на промышленном (обслуживание организаций), так и на потребительском рынке (обслуживание граждан). Это дает дополнительные преимущества тем компаниям, которые определяют для себя путь развития на каком-то одном из них. Кто-то выбирает путь еще более узкой специализации, например только в подсегменте защиты прав потребителей или трудовых споров в сегменте потребительского рынка. Но в России такие фирмы, как правило, не являются крупными, успешными и узнаваемыми. В отличие от США, где наряду с full service фирмами-гигантами, предоставляющими полный спектр юридических услуг, успешно работают и фирмы-гиганты, специализирующиеся только на судебных процессах или в одной-двух практиках (в частности, юридическая фирма Littler, имеющая в штате под тысячу юристов, занимается лишь трудовыми спорами).
В каком сегменте рынка в России доля юридических услуг является доминирующей, сложно сказать. В эпоху экономического кризиса и стрессовой волатильности рубля юридические проблемы возникают и у бизнеса, и у граждан. О многом говорит показатель роста количества дел о банкротстве. Например, по данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, за весь 2014 год о признании должника банкротом в арбитражные суды поступило 41 996 дел, а в 2016-м – за первое полугодие уже 34 481 дело. В банкротстве потребность юридического сопровождения высока.
Количество зарегистрированных компаний частного бизнеса в России, по данным Росстата, на 2016 год составило более 430 000. Их хозяйственной деятельности тоже нужно юридическое сопровождение. Поэтому юридическим фирмам, обслуживающим частный бизнес, есть куда расти и развиваться в плане своего укрупнения. И для новичков еще много места останется. Это хорошо для клиента при оптимизации собственных затрат – выбор на любой кошелек.
Переход к инсорсингу
Другое дело, что юридические компании-консультанты забирают хлеб инхаус-юристов. PwC Legal проводит интересные исследования – бенчмаркинг юридической функции компаний, то есть сравнительный анализ работы внутренних юридических департаментов различных российских компаний. И приходит к интересным выводам: среди опрошенных компаний в 2016 году (в общей канве принимаемых мер по сокращению расходов и повышению эффективности работы собственных юридических департаментов) в 66% случаев российские компании называют переход к инсорсингу: как можно больше задач решать самим, как можно меньше отдавать внешним консультантам. В Германии, по данным PwC Legal, о переходе к инсорсингу говорят 94% респондентов.
Для консалтинговых фирм это означает спад спроса на их услуги. Но больше всего это почувствуют на себе те юридические фирмы, которые зависели только от клиентов или позиционировали себя как перманентных помощников. Выход – адаптироваться и перестраивать модель работы, отходить от обслуживания текущей хозяйственной деятельности бизнеса (составления договоров, разработки внутренних корпоративных и трудовых документов и регламентов) и начать специализироваться на сложных вопросах, требующих более глубокого подхода и комплексного решения, благо, что сектор услуг – это не производство, где необходимо перенастраивать дорогостоящие станки. Меньше всего, полагаю, переход к инсорсингу затронет судебную работу, которая начинается после прохождения внутренними юристами претензионного этапа и, как правило, отдается внешней команде компетентных юристов.
Из-за того что фокус глобализации в мире несколько меняется, будущее, пожалуй, остается за теми юридическими фирмами, которые имеют в своем активе специалистов по международному праву и внешнеэкономическим сделкам в целом, и особенно со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (в частности, с Китаем, Кореей, Японией, США) ввиду динамичного развития их торгово-экономического сотрудничества с Россией или задатками к таковому; специалистов со степенью LL.M. (магистр права) или Ph.D (доктор права), которую можно получить только при стажировке за границей.
Критерии оценки успеха юридической фирмы, конечно, относительны и во многом пристрастны. Но все-таки клиенты на них ориентируются. В современных реалиях более конкурентоспособны те юридические фирмы, которые проявляют гибкость, открытость, высокую клиентоориентированность и обеспечивают профессиональный подход.
В работе использованы материалы сайта Судебного департамента Верховного Суда РФ (http: // www.cdep.ru); материалы сайта Росстата (http: // gks.ru); книги «Кайдзен.Ключ к успеху японских компаний» Масааки Имаи, издание на русском языке, перевод Т. Гутмана, ООО «Альпина Паблишер», 2016; материалы сайта PwC Legal (http: // www.pwc.ru), cтатья «Бенчмаркинг юридической функции – 2016: краткие результаты исследования», Legal Insight, № 6 (52), 2016.