Независимые юристы предоставляют широкий комплекс юридических услуг. Им не требуется получать какой-либо специальный статус и оформлять свою принадлежность к адвокатскому сообществу, поскольку закон устанавливает требование о его наличии только в случае предоставления квалифицированной юридической помощи по уголовным делам. Проанализируем, как статус независимого юриста влияет на деятельность самих юристов, а также на их взаимоотношения с клиентами.
В настоящее время российский юридический рынок имеет достаточно архаичный вид. Одна часть юристов принадлежит к определенным сообществам, деятельность которых регламентируется специальными нормативными правовыми актами или внутренними правилами в порядке саморегулирования (адвокаты, нотариусы, патентные поверенные, арбитражные управляющие, третейские суды и др.) и которые, как правило, специализируются в конкретных областях. Другая часть, назовем их свободными или независимыми юристами, работает без чьего-либо контроля и надзора, практически во всех сегментах юридического рынка, где для них нет барьеров.
Это широкий круг различных коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, в том числе, аудиторов, консультантов, риэлторов, экспертов, а также обычные граждане, осуществляющие свою деятельность без регистрации в качестве ИП. Такие юристы не подотчетны в своей работе никому, не имеют обязательных профессиональных стандартов, которыми должны руководствоваться участники первой группы юристов, например, аудиторы (постановление АС Московского округа от 08.04.2016 по делу № А40-11798/15).
В каких случаях юристу требуется статус адвоката
Конституция РФ связывает реализацию права на получение квалифицированной юридической помощи с наличием статуса адвоката только применительно к подозреваемым и обвиняемым. Данный подход закреплен в ст. 49 УПК РФ, устанавливающей, что в качестве защитников — лиц, осуществляющих защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающих им юридическую помощь при производстве по уголовному делу, — допускаются только адвокаты.
Вместе с тем, поскольку ч. 1 ст. 48 Конституции РФ не уточняет, кем именно должна быть обеспечена квалифицированная юридическая помощь нуждающемуся в ней гражданину и организации, конституционную обязанность государства обеспечить каждому желающему достаточно высокий уровень любого из видов предоставляемой юридической помощи нельзя трактовать как обязанность пользоваться помощью только адвоката. Соответственно, право потерпевшего на получение юридической помощи не может влечь за собой возникновение у него обязанности обращаться за юридическими услугами только к членам адвокатского сообщества (Определение КС РФ от 05.12.2003 № 446-О).
Таким образом, для осуществления функций судебного представительства по гражданским делам и предоставления иных услуг правового характера (консультирование по юридическим вопросам, оформление и подача документов для получения государственных и муниципальных услуг и др.) статус адвоката не требуется.
Более того, формально даже наличие высшего юридического образования не является обязательным, поскольку закон не препятствует работе в качестве судебного представителя по гражданским делам лицу с образованием другого профиля и даже вообще без образования.
На практике при обращении за юридической помощью обычные граждане даже не интересуются, какое образование и стаж работы по специальности имеет нанимаемый ими исполнитель, полагаясь только на советы знакомых, убедительную рекламу и собственную интуицию. Со стороны Минюста России слышны призывы прекратить работу лиц, называющих себя юристами, но не имеющих юридического образования1. Однако в настоящее время реалии таковы, что работать во многих сегментах юридического рынка может кто угодно, а запреты и ограничения действуют только в том случае, если они прямо установлены законом.
Другие ограничения
Если применительно к оказанию отдельных видов правовой помощи законом установлены определенные ограничения, тем самым на юридическом рынке обособляется сегмент, на котором обычные юристы работать не вправе. Причем эти ограничения совсем не обязательно должны быть связаны с квалификацией юристов, это могут быть и иные требования, в частности, размер капитала, страхование профессиональной ответственности, включение сведений в специальный реестр и т.п.
Так, если до недавнего времени на долговом рынке в сфере агентской деятельности по взысканию долгов могли работать все желающие, после принятия Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон „О микрофинасновой деятельности и микрофинансовых организациях“» вводится ряд существенных ограничений для коллекторов.
Для занятия такой деятельностью необходимо включение сведений в государственный реестр, страхование ответственности за причинение убытков должнику в размере не менее 10 млн руб. в год, наличие чистых активов в размере не менее указанной суммы, отсутствие денежного обязательства, не исполненного в течение 30 дней с даты вступления в законную силу судебного акта о взыскании просроченной задолженности, а также выполнение иных технических и организационных требований.
За невыполнение указанных требований с 1 января 2017 г. к нарушителям будет применяться административная ответственность в виде дисквалификации, штрафов и административного приостановления деятельности за следующие виды нарушений: нарушение закона при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности как самим коллектором, так и его владельцами и лицами, входящими в состав органов управления, осуществление деятельности без включения сведений в реестр (ст. 14.157 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 231-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон „О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях“»).
Какой статус выгоднее самому юристу
Работа в качестве адвоката дает определенные преимущества по сравнению с осуществлением деятельности в качестве независимого юриста.
Деятельность адвоката по предоставлению квалифицированной юридической помощи является профессиональной и не связана с осуществлением предпринимательской деятельности, поэтому к его отношениям с клиентом не применяются нормы Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
В отношениях с обычными юристами клиент-потребитель наделяется определенными правовыми гарантиями, поскольку в этом случае считается, что юристы занимаются предпринимательской деятельностью, то есть на регулярной основе своей волей и в своем интересе предоставляют юридические услуги с целью систематического получения прибыли (п. 1 ст. 2 ГК РФ).
К числу таких гарантий необходимо отнести право потребителей на получение полной, своевременной и достоверной информации о приобретаемых товарах, работах или услугах, о продавце, возможность полного возмещения убытков и компенсации морального вреда, альтернативная подсудность, неустойки в размере 1 и 3% за нарушение контрагентами потребителей своих обязательств, освобождение от уплаты пошлины при цене иска до 1 000 000 руб. (ст. 12 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1, подп. 13 п. 1 и п. 3 ст. 333.36 НК РФ). Указанные гарантии носят императивный характер и не могут быть изменены или исключены в договоре с потребителем (ст. 422 ГК РФ). При этом такие гарантии потребитель может получить даже в том случае, если юрист фактически занимается предпринимательской деятельностью без регистрации в качестве коммерсанта в установленном законом порядке.
Исходя из смысла п. 4 ст. 23 ГК РФ, гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в нарушение требований, установленных п. 1 данной статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. К таким сделкам суд применяет законодательство о защите прав потребителей (п. 12 постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).
Обратите внимание!
Независимые юристы несут только установленную законом ответственность в определенных случаях.
Так, если на адвоката можно пожаловаться в адвокатскую палату для решения вопроса о привлечении его к дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения, то на обычного юриста его клиенту жаловаться некуда. Обращения в прокуратуру и в иные правоохранительные органы скорее всего будут оставлены без ответа со ссылкой на то, что названные органы не вправе вмешиваться в обязательственные отношения юриста и его клиента, что не лишает последних возможности подавать иски в суд при наличии для этого оснований.
Риски для юриста, работающего без регистрации в качестве ИП
Как сказано в письме УФНС России по г. Москве от 07.10.2011 № 20-14/2/097070@ «О сдаче нежилого помещения в безвозмездное пользование без оформления ИП», о наличии в действиях гражданина признаков предпринимательской деятельности могут, в частности, свидетельствовать следующие факты:
1) изготовление или приобретение имущества с целью последующего извлечения прибыли от его использования или реализации;
2) хозяйственный учет операций, связанных с осуществлением сделок;
3) взаимосвязанность всех совершаемых гражданином в определенный период времени сделок;
4) устойчивые связи с продавцами, покупателями, прочими контрагентами.
В судебной практике к признакам предпринимательской деятельности гражданина, уклонившегося от регистрации в данном качестве, суды относят такие обстоятельства, как, например, изготовление вещей с целью их последующей реализации и извлечения прибыли, то есть в предпринимательских целях (п. 7 Обзора практики рассмотрения Президиумом Оренбургского областного суда по гражданским делам за I квартал 2016 г., утв. Президиумом Оренбургского областного суда от 25.04.2016), наличие в заключаемых договорах с клиентами коммерческих условий об ответственности за нарушение обязательств, иных положений, направленных на защиту интересов коммерсанта: отступное за отказ от договора, использование способов обеспечения исполнения обязательств, договорная подсудность разрешения споров (Апелляционное определение Московского городского суда от 20.05.2016 по делу № 33-17300/2016) и др. Поэтому к отношениям юриста, оказывающего свои услуги на регулярной основе с целью извлечения прибыли, и его клиента-потребителя подлежит применению законодательство РФ о защите прав потребителей вне зависимости от того, зарегистрирован ли юрист в качестве коммерсанта или нет. Для адвокатов такой риск отсутствует, поскольку его отношения с клиентами регулируется специальным законодательством.
Кроме того, осуществление предпринимательской деятельности без регистрации в качестве коммерсанта влечет и иные значимые риски.
Так, в силу ст. 1478 ГК РФ обладателем права на товарный знак может быть только юридическое лицо или ИП. Поэтому даже временное прекращение регистрации и ее последующее получение может послужить основанием для лишения права на товарный знак, если заинтересованное лицо подаст возражения относительно предоставления Роспатентом правовой охраны такому товарному знаку (постановление Президиума Суда по интеллектуальным правам от 09.06.2015 по делу № СИП-907/2014).
Одним из наиболее существенных рисков, с которым столкнется лицо при осуществлении своей предпринимательской деятельности без регистрации в качестве коммерсанта, пожалуй, являются претензии фискальных органов.
В рассматриваемой ситуации предоставление юридических услуг за плату влечет для юриста следующие налоговые последствия:
— начисление НДФЛ 13% на полученный доход, пеней и штрафа за нарушение срока его уплаты (ст. 208—210, 223 НК РФ);
— начисление НДС 18%, поскольку оказание услуг признается реализацией в силу ст. 143, 146 и 168 НК РФ (Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 15.03.2016 по делу № 33а-2518/2016).
Физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, не будучи зарегистрированным в качестве ИП, для целей исполнения налоговых обязанностей фактически приравнивается к индивидуальному предпринимателю (постановление АС Волго-Вятского округа от 29.06.2016 по делу № А79-4947/2015).
Информационные посредники
Помимо собственно юристов на юридическом рынке среди независимых участников имеются и иные игроки, которые сами юридических услуг клиентам не предоставляют, но оказывают сопутствующие услуги, помогая сводить исполнителей с клиентами и зарабатывая на своих комиссиях, взимаемых с юристов, а также с самих клиентов за выполнение для них отдельных операций по подбору нужных юристов и выполнение иных операций. К ним относятся рекламные сайты — «доски объявлений» (http://avito.ru, http://irr.ru, http://vlegale.ru и др.), посреднические платформы (http://yurbee.ru, https://pravorub.ru/users и др.) и иные информационные площадки, на которых все желающие могут размещать объявления о своих услугах и искать исполнителей для поручения им выполнения заказов. Площадки присваивают юристам рейтинги, контролируют соблюдение ими сроков и иных условий заказов клиентов, собирают платежи, предоставляет услуги call-центра, продают готовые юридические документы , а также выполняет иные операции.
Так, юридическая биржа Yurbee предлагает своим клиентам, которым необходима квалифицированная юридическая помощь, следующие виды услуг, позволяющим им сделать правильный выбор в пользу наиболее оптимального кандидата: оценку кандидатов «на предмет общей адекватности», понимания предмета вопроса и наличие соответствующего опыта, сбор рекомендаций (при наличии возможности), коммуникацию с кандидатами для уточнения условий работы (уточнение предложений) и общую рекомендацию по наиболее подходящему кандидату.
Финансовые условия сотрудничества со стороны юридической биржи предполагают 80 у.е. за единичное проведение заказа, при количестве заказов более 50 в месяц каждый последующий заказ — 65 у.е., а если заказов более 100 в месяц, стоимость каждого последующего заказа составит 50 у.е.
Кроме того, биржа также предоставляет полный сервис проекта «под ключ» с заключением договора с нужным юристом, проведением всех финансовых операций и т.д. Существуют площадки, которые не берут вознаграждение с клиентов и комиссий с исполнителей , что, видимо, связано с раскруткой сайта, владельцы которого на этом этапе только наращивают объем аудитории.
Клиентам таких сервисов следует всегда учитывать, что любые подобные интернет-площадки являются информационными посредниками и не несут никакой ответственности перед клиентами за качество самих юридических услуг, поскольку они всего лишь сводят их с исполнителями. Если клиент внес плату площадке, то она вправе ее не возвращать и в том случае, когда клиент остался недоволен качеством оказанных ему услуг либо вовсе их не получил, поскольку свои услуги сама площадка ему оказала, что не лишает его права в самостоятельном порядке, в том числе путем обращения в суд, урегулировать все свои разногласия с недобросовестным юристом.
***
Возможно, в будущем ситуация на юридическом рынке изменится. Принципиально важным является установление профессиональных стандартов, понятных и прозрачных условий работы, ответственности за нарушение прав и законных интересов клиентов.
Как показывает практика, наличие специального статуса само по себе еще не показатель того, что услуги соответствующим специалистом действительно будут оказаны качественно. Многие свободные юристы работают не только ничуть не хуже, но зачастую и намного лучше адвокатов.
1 Интервью «Нужна тонкая настройка, чтобы не разрушить юридический бизнес» // Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ. 2014, № 3.