Аналитикам и практикам государственного и корпоративного управления еще предстоит оценить итоги Красноярского экономического форума, прошедшего в последней декаде апреля. Но бесспорно одно — сибирский формат мозгового штурма оправдал себя, и участники дискуссий увидели контуры среднесрочного социально-экономического развития страны.
Время внесет, конечно, коррективы в рассмотренные стратегические наработки. Тем не менее можно говорить об установившемся на берегах Енисея тренде «слушать и убеждать» в разных дискуссионных режимах «красноярского формата».
Состязательность не значит противостояние и противодействие
Как и ожидалось («ЭЖ», № 14), состоялся очный диспут министра экономического развития РФ Максима Орешкина и экс-министра финансов страны, бывшего также заместителем главы правительства, а ныне руководителя Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина. Действующий министр представил План повышения экономического роста до 2025 г., а бывший вице-премьер — Программу стратегического развития России в 2018—2024 гг. Оба документа предусматривают темпы роста экономики выше среднемировых показателей. Такая цель на ближайшие годы поставлена перед государственным аппаратом и отечественным бизнесом Президентом РФ Владимиром Путиным.
План Минэкономразвития предусматривает десять ключевых направлений. Так, вектор «Устойчивая среда» указывает:
-
на поддержку экспорта;
-
предсказуемые условия для бизнеса на макро- и микроэкономическом уровне;
-
корректировку налоговой политики.
По словам М. Орешкина, деловому сообществу нужны устойчивые, предсказуемые условия ведения бизнеса, чтобы решать вопросы:
-
реализации инвестиционных проектов;
-
роста производительности труда;
-
цифровизации экономики;
-
регионального пространственного развития.
Четыре направления посвящены социальному блоку вопросов развития. Так, два близких по звучанию вектора «Достойное долголетие» и «Активное долголетие» призваны решать разные задачи. Один из них — пенсионное обеспечение и пенсионное страхование, второй — социальная поддержка населения, здравоохранение и образование.
Представленный план намечает ежегодный рост экономического развития не ниже 3% начиная с 2020 г.
Программа ЦСР нацелена на то, чтобы такую планку преодолеть на год раньше. С тем чтобы в 2020 г. и в последующие годы удерживать рост экономики выше 3%. Представляя разработку, А. Кудрин заметил: «В последние десять лет мы переходим от кризиса к кризису с небольшими передышками и теряем свои позиции на мировом рынке». Документ ЦСР наряду с экономическими выкладками затрагивает следующие реперы:
-
геополитические риски;
-
реформу судебной системы;
-
оценку уровня преступности;
-
работу правоохранительных ведомств.
Эти сферы, по словам А. Кудрина, «не слишком широко отражены в плане министерства».
План Минэкономразвития тоже будет реагировать на внешние изменения, потому что он гибкий, парировал М. Орешкин и, обращаясь к модератору мозгового штурма, отметил, что между представленными проектами есть конкуренция, «но конкуренция позитивная».
«Мы в некоторой степени ведем параллельную работу, и это хорошо, — сказал министр. — Когда две фабрики идей, то есть общий пул идей, из которых можно будет собрать единое целое».
А. Кудрин согласился с его определением позитивной конкуренции.
Подобная состязательность не всем участникам форума пришлась по душе. Так, губернатор Иркутской области Сергей Левченко, отвечая на вопрос «ЭЖ» об отдаче мозговых штурмов в Красноярске, сказал, что пока рано говорить о том, какую методику в конечном итоге получит страна. В любом случае, считает он, надо быть «ближе к жизни».
Это, к слову, о другой заявленной теме Красноярского экономического форума — современных управленческих технологиях.
Модель «Регион развития» как альтернативный подход к территориальному развитию
Надо сказать, что Иркутская область движется собственным путем, определяемым специалистами как модель «Регион развития». И поступь эта уверенная. По итогам января — марта текущего года регион сохранил прошлогодний темп наращивания налоговых поступлений в свой бюджет в пределах 20 п.п. В прошлом году, рекордном для области по налоговым доходам (124 млрд руб.), был рост на 23 п.п. к уровню 2015 г. Наибольшую прибавку в 2016 г. дали налог на прибыль (42,5 млрд руб.) и НДФЛ (44,5 млрд руб.). А это уже свидетельство оживления региональной экономики. По итогам 2016 г. объем промышленного производства в области вырос на 5,7% по сравнению с показателем предыдущего года, прирост индекса производства сельскохозяйственной продукции составил 5,9%. По темпам роста инвестиций в экономику регион переместился с 50-го места среди 85 субъектов РФ на восьмое.
Модель «Регион развития» складывается из следующих слагаемых:
-
введение стратегического планирования;
-
обеспечение здоровой конкуренции;
-
ставка на диалог власти с бизнесом и обществом;
-
открытость региональных органов государственной власти.
Она несколько расходится с видением бывшего вице-премьера российского правительства А. Кудрина, который считает, что в ведущих отраслях российской экономики большую долю занимают государственные компании. «Где их быть вообще не должно», — подчеркивает экс-министр финансов.
Иркутская область намерена сохранить модель «Регион развития» в среднесрочной перспективе. Метания из стороны в сторону, по убеждению С. Левченко, губительны и для экономики, и для социальной сферы, а любые возможные (вынужденные) корректировки будут осуществляться только на основе широкой дискуссии с гражданским обществом.
У соседней с областью Республики Хакасия нет своей модели развития, но поступь у нее становится под стать иркутской. По свидетельству портала gazeta19.ru, всего за один год объем добычи угля в регионе увеличен на 3 млн тонн. Причем республика не просит денег у государства. Ее стратегические партнеры — компании СУЭК и РУСАЛ — инвестируют в развитие отраслей 250 млрд руб. А энергетических мощностей для наращивания металлургических производств у Хакасии достаточно — могучая сибирская река крутит турбины Майнской и Саяно-Шушенской гидроэлектростанций. По словам главы республики Виктора Зимина, реализация амбициозных проектов откроет только в Хакассии не менее 7000 новых рабочих мест. На форуме в Красноярске он высказался за создание исполнительного органа государственной власти федерального уровня, который «плотно займется Сибирью».
«У нас есть консолидирующий орган — полпредство, но это политический орган, который помогает нам отстаивать свои интересы. А нужен исполнительный орган, который нес бы бремя ежедневной работы по продвижению и оптимизации экономических проектов на государственном уровне, — считает В. Зимин. — Может быть, это будет вице-премьер по Сибири. Нами кто-то должен заниматься ежедневно, быть связующим звеном с федеральным правительством. Сейчас каждый губернатор проходит очень долгий путь встреч с президентом, вице-премьерами, ключевыми министрами. Это занимает много времени».
Итоги Красноярского экономического форума глава Хакасии назвал обнадеживающими. По его словам, бизнес готов вкладывать средства и работать. «И это не перспектива, а работа сегодняшнего дня, — говорит В. Зимин. — Реализация намеченных проектов даст мощный толчок не только Хакасии и Сибири, но и России в целом».
Несмотря на альянс с бизнесом, его подход к развитию экономики ближе к позиции «государственника» С. Левченко, нежели «либерала» А. Кудрина, который сравнил систему государственного управления со старой скрипучей машиной «с низкой скоростью». Она к тому же не имеет высокой мощности, отметил руководитель ЦСР, и на ней почему-то «заезжаем не туда и каждый раз корректируем свое движение».
В заключительный день форума заместитель председателя Правительства РФ Аркадий Дворкович заметил, что механизмы и инструменты федеральной (читай: государственной) поддержки могут быть различными. Такое заявление он сделал на совещании с участием ряда федеральных министерств, Внешэкономбанка, крупнейших компаний, работающих в Сибири, на котором обсуждались вопросы реализации масштабных инвестиционных проектов в Хакасии и Красноярском крае. Вице-премьер обещал особое внимание правительства этим проектам и поручил региональным властям представить инвесторам предложения, выгодные и для бизнеса, и для территорий.
За три дня работы на площадках Красноярского экономического форума состоялось более 100 мероприятий, в том числе 65 мозговых штурмов и дискуссий. Их посетили более 5000 человек из 20 стран и 50 российских регионов.
По словам губернатора Красноярского края Виктора Толоконского, состоялся «очень содержательный разговор о задачах и решениях, которые необходимо принимать государству, бизнесу и обществу». Организаторы форума готовят обстоятельный доклад руководству страны, другим государственным институтам с предложениями о действиях федерального правительства в ближайшие годы. Отдельный доклад по экологической тематике будет подготовлен для представителя Президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергея Иванова.
Министр экономического развития РФ М. Орешкин основными акцентами состоявшихся дискуссий назвал «востребованность прозрачности и предсказуемости действий государства во всех областях, ведь понятные правила игры, системный подход — это очень важное условие для движения вперед». А методы внедрения предлагаемых экспертами изменений, в частности то, как ими управлять на уровне государства и частных компаний, будут учтены при окончательной доработке плана правительства, сказал М. Орешкин.
На полях форума в Красноярске подписано 45 соглашений о взаимодействии между органами государственной власти, бизнесом и общественными организациями.
Прогнозные темпы прироста российского ВВП в целевых сценариях Министерства экономического развития РФ и Центра стратегических разработок, %
Экспертная площадка |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
---|---|---|---|---|
Министерство экономического развития РФ |
2 |
1,7 |
2,5 |
3,1 |
Центра стратегических разработок |
1,7 |
2,7 |
3 |
3,6 |
ИСТОЧНИК: ЦСР |
Количество полномочий (функций) у органов государственной власти
Год |
Количество полномочий/функций |
Источник сведений |
---|---|---|
2003 |
5300 |
Комиссия С. Нарышкина |
2010 |
7158 |
НИУ ВШЭ |
2016 |
10 425 |
НИУ ВШЭ |
ИСТОЧНИК: ЦСР |