Внимательные читатели «ЭЖ» тактично напомнили по электронной почте, что на странице «Муниципальный форум» давно не видно зарубежного опыта. Мы благодарны за доброжелательное замечание и восполняем невольный пробел. Помог нам в этом Европейский клуб экспертов местного самоуправления (ЕКЭ МСУ), отметивший свое десятилетие.
На юбилейном собрании 20 апреля на площадке Комитета гражданских инициатив (КГИ) были гости из Германии. Они рассказали о последних наработках немецких муниципалитетов. Слово Томасу Штёру — мэру города Бад-Фильбель (земля Гессен), члену главного комитета Союза немецких городов и общин.
Глава муниципалитета материально заинтересован в росте численности населения
У главы любого немецкого муниципалитета два мощных стимула работать не за страх, а на совесть. Во-первых, размер его должностного оклада зависит от численности населения в городе или общине. Чем больше жителей, тем выше зарплата. Во-вторых, право на государственную пенсию обретается только в случае повторного избрания на высокий муниципальный пост. Простая, но эффективная схема. Пока возглавляешь муниципалитет, надо работать так, чтобы люди не уезжали из него, а наоборот, приезжали. Значит, надо делать территорию привлекательной для людей и бизнеса с его инвестициями. А чтобы иметь достойную старость, надо, чтобы граждане снова проголосовали за тебя на выборах.
Комментарий «ЭЖ». Такой пряник, на наш взгляд, действеннее кнута. Но в немецкой практике и кнут припасен. Этого не скрывает Т. Штёр.
Достаточно 90 подписей горожан, чтобы начать процедуру досрочной отставки мэра (кнут!), утверждает он. К примеру, инициативной группе может показаться, что подотчетный им глава муниципалитета плохо (несмело, неумело, неубедительно) представляет их интересы в земельном (региональном) парламенте и правительстве.
Зато глава муниципального образования защищен от вмешательства в местные дела со стороны государственных ведомств и уж тем более чиновников. Общины и города имеют право решать все вопросы местного сообщества в рамках закона под свою ответственность (Конституция ФРГ, ст. 28). Освободить от должности избранного мэра могут только сами избиратели, опять посредством прямого голосования, поскольку граждане самостоятельно регламентируют дела местного сообщества. Их участие в решении муниципальных проблем приветствуется федеральной и земельной властью.
Глава муниципалитета не может препятствовать и проведению местного референдума
Население муниципального образования также имеет право инициировать проведение местного референдума по другим важным для общины вопросам. Например, граждане могут оспорить решение местных депутатов в течение восьми недель после принятия парламентского решения. В остальных случаях срок не устанавливается. К примеру, для ремонта дорог, благоустройства досуговых и иных общедоступных территорий.
Действуют следующие условия проведения референдума в любое время:
-
четкая формулировка выносимого на всеобщее решение вопроса; текст должен быть лаконичным и понятным, чтобы можно было ответить да или нет;
-
оценка затрат на реализацию предлагаемого проекта при возможном его одобрении по итогам референдума;
-
наличие минимума личных подписей в поддержку проведения референдума:
-
не менее 10% от общего числа избирателей в городах и общинах с населением менее 50 000 человек;
-
не менее 5% — в городах и общинах с численностью населения более 50 000 жителей;
-
не менее 3% — в муниципальных образованиях с населением более 100 000 человек;
-
недопустимость инициирования местного референдума по одному и тому же вопросу в течение трех лет.
Корреспондента «ЭЖ» заинтересовал пункт с финансовыми расчетами, требуемыми от инициаторов референдума. В самом деле, как требовать от них технико-экономическое обоснование проекта, да еще с указанием суммы затрат?
Мэр Бад-Фильбеля охотно объяснил, что точные расчеты не нужны. Важно обосновать необходимость для города или общины предлагаемого проекта и указать возможные источники финансирования для его реализации — бюджетные, внебюджетные, инициативные.
Ссылка на бюджет неслучайна. Финансовая самостоятельность муниципалитетов для обеспечения самоуправления на местах также декларирована Основным законом страны и соблюдается неукоснительно. Следуя этой норме, ст. 137 Конституции земли Гессен гарантирует органам местного самоуправления достаточный уровень средств для выполнения ими муниципальных полномочий. Возложение на них дополнительных обязательств допускается только земельным законом. Этим же законом выделяются финансовые средства на исполнение новых функций. В противном случае общины вправе обратиться в суд.
Казну немецких муниципалитетов наполняют два основных вида налоговых доходов — налог на прибыль компаний и подоходный налог (НДФЛ). Ставки по ним муниципалитеты устанавливают самостоятельно. По НДФЛ это обычно 15%. Общины, по свидетельству Т. Шрёра, конкурируют за привлекательные для бизнеса и физических лиц налоговые ставки. Бюджет возглавляемого им Бад-Фильбеля — города-спутника Франкфурта-на-Майне с численностью населения 34 000 человек — 103 млн евро. В городской администрации работает 489 человек.
Комментарий «ЭЖ». Для сравнения бюджетной обеспеченности муниципальных образований в ФРГ и России напомним, что бюджет сибирского города-миллионника Омска немногим более 10 млрд руб. («ЭЖ», № 15), или около 209 млн евро по текущему курсу рубля. Это на 1,2 млн жителей, а в Бад-Фильбеле 103 млн евро на 34 000 жителей.
По сообщению доктора Т. Шрёра, немецкие общины еще получают из бюджетов более высокого уровня индивидуально определяемые финансовые средства в зависимости от объема собираемых на территории налогов и среднего объема исполнения государственных функций мегаполисом, средним или малым городом, чтобы соблюсти повсеместно стандарт уровня жизни.