Основной композитный индикатор исследования Росстата — индекс предпринимательской уверенности — в оптовой торговле в I квартале нынешнего года сократился на 1 п.п., но удержался на уровне +4%. Остаться в зоне благоприятного климата оптовикам удалось за счет сегмента продуктов питания и товаров производственно-технического назначения.
Застойные тенденции на рынке потребления домашних хозяйств в I квартале обусловили низкую эффективность экономической деятельности оптовых компаний, занимающихся реализацией промышленных потребительских товаров. Так, неблагоприятный деловой климат сохранился в организациях, торгующих бытовыми электротоварами (ИПУ составил –2%).
Одновременно слабые показатели продемонстрировали оптовые фирмы, поставляющие парфюмерию и косметику (ИПУ равнялся 0%), а также фармацевтику (ИПУ удержался на уровне +1%).
В оптовых организациях, реализующих продовольственные товары, ИПУ сохранил достигнутые по итогам прошлого года положительные темпы роста, закрепившись на отметке +4%.
Позитивный деловой климат был характерен в I квартале для оптовых компаний, занимающихся поставками товаров производственно-технического назначения. В частности, отмечался рост предпринимательской уверенности в оптовых фирмах по продаже топлива (с +6 до +7%), руды и металлов (с +5 до +6%), а также машин и оборудования (с +2 до +3%).
«Оптовый сегмент хоть и медленно, с пробуксовкой, но отодвигается от дна, — считает директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович. — Оптовая торговля является наиболее волатильным видом экономической деятельности среди базовых отраслей экономики страны. Данное явление, по-видимому, связано с высоким весом в объеме общего товарооборота отрасли продажи топлива, которое имеет высокую зависимость от сезонных колебаний. В частности, практически с уверенностью можно утверждать, что уже во II квартале с. г. ситуация в оптовой торговле несколько улучшится, и связано это будет в первую очередь с увеличением потребления топливных ресурсов для проведения посевной и других весенних полевых работ».