Большую часть споров, связанных с ненадлежащим исполнением договоров строительного подряда, составляют иски о взыскании стоимости выполненных работ. Заказчики всеми способами пытаются затянуть с оплатой, и главное оружие здесь — отказ от приемки работ из-за мелких недостатков. Однако далеко не все недостатки в работах позволяют заказчику манипулировать подрядчиком. Подробнее — в материале.
Подрядчик вправе требовать оплаты работ только после сдачи их результата заказчику(п. 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 № 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда»). Подрядчик должен уведомить заказчика о готовности работ (п. 1 ст. 753 ГК РФ), а заказчик — организовать и осуществить их приемку (п. 2 ст. 753 ГК РФ). Корпоративные проблемы заказчика (реорганизация и пр.) причиной уклонения от приемки работ быть не могут, работы должны быть оплачены (постановление Президиума ВАС РФ от 03.12.2013 № 10147/13 по делу № А40-45830/2012).
Обязанность документально подтвердить факт выполнения и сдачи результата работ лежит на строителе (Определение ВС РФ от 29.06.2015 № 303-ЭС15-369 по делу № А24-2755/2012). Для взыскания оплаты подрядчик должен представить суду доказательства уведомления заказчика о готовности сдать результат выполненных работ, а также акт приема-передачи (Определение ВС РФ от 24.08.2015 № 302-ЭС15-8288 по делу № А58-3662/2014).
Оформление сдачи-приемки работ
Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами (п. 4 ст. 753 ГК РФ). Акты выполненных работ хотя и являются наиболее распространенными в гражданском обороте документами, фиксирующими выполнение подрядчиком работ, однако не выступают единственным средством доказывания соответствующих обстоятельств. Закон не ограничивает круг доказательств, которыми может быть подтвержден факт выполнения работ (Определение ВС РФ от 30.07.2015 № 305-ЭС15-3990 по делу № А40-46471/2014).
Однако не все документы могут свидетельствовать о приемке работ. Например, отказывая в иске к муниципальному заказчику о взыскании стоимости фактически выполненных работ, суд пришел к выводу, что акт проверки исполнения контракта не выполняет функцию акта сдачи-приемки работ (Определение ВС РФ от 09.02.2015 № 309-ЭС14-1949 по делу № А07-15407/2013).
Односторонняя сдача-приемка работ
Если заказчик не явится в назначенное время для приемки работ либо не подпишет акты, то подрядчик вправе сдать результат в одностороннем порядке. Для этого директор строительной компании должен сделать на акте отметку об отказе заказчика от приемки работ и направить его заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении (п. 4 ст. 753 ГК РФ).
После получения одностороннего акта у заказчика будет два варианта действий: принять результат работ либо направить мотивированный отказ. Молчаливое бездействие суды расценивают как приемку.
В каждом конкретном деле суды дают оценку доводам заказчика о причинах отказа от подписания акта приемки результата работ (Определение ВС РФ от 17.08.2015 № 308-ЭС15-6751 по делу А32-10902/2012). Отсутствие конкретных замечаний, препятствующих приемке с учетом правил п. 6 ст. 753 ГК РФ, позволит суду признать возражения необоснованными и взыскать стоимость выполненных работ.
На практике иногда возникает вопрос распределения бремени доказывания. Когда речь идет о качестве работ, в большинстве случаев необходимо провести судебную экспертизу и понести соответствующие расходы. Поэтому заказчики пытаются переложить бремя доказывания надлежащего качества результата работ на подрядчиков. Однако с учетом совокупного толкования п. 5 ст. 10 ГК РФ и ст. 65 АПК РФ обязанность доказать наличие недостатков, препятствующих приемке работ, лежит на заказчике (постановление Президиума ВАС РФ от 27.03.2012 № 12888/11 по делу № А56-30275/2010).
Экспертиза в пользу заказчика исход дела не предопределяет. Подрядчик вправе доказывать, что сами по себе допущенные нарушения не препятствуют использованию результата работ для целей, указанных в договоре.
Рассматривая спор, суд должен установить, какие именно недостатки послужили основанием для отказа от принятия работ, исключают ли они возможность использовать результат работ для указанной в договоре цели и могут ли быть устранены подрядчиком или заказчиком (Определение ВС РФ от 27.08.2015 № 305-ЭС15-6882 по делу № А40-97806/2013).
Когда заказчик вправе отказаться от приемки работ
На практике часто встречаются ситуации, когда заказчики в ходе осмотра работ выявляют мелкие недостатки и на этом основании отказываются от приемки и оплаты работ. Тут необходимо определить границу разумности и злоупотребления. Например, сложно считать адекватным отказ от приемки многоквартирного дома только из-за того, что одна из входных дверей была выкрашена в другой цвет.
Предвосхищая такие ситуации законодатель определил, когда заказчик вправе отказаться от приемки работ. Основанием служат только такие недостатки, которые исключают возможность использования результата работ для указанной в договоре цели и не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком (п. 6 ст. 753 ГК РФ).
Взыскивая стоимость работ с уклоняющихся от приемки работ заказчиков, суды неоднократно акцентировали внимание на том, что само наличие некоторых недостатков в выполненных работах не может являться безусловным основанием для отказа от подписания актов и оплаты (Определение ВС РФ от 27.08.2015 № 305-ЭС15-6882 по делу № А40-97806/2013). При этом у заказчика возникает право требовать от подрядчика (п. 1 ст. 723 ГК РФ):
-
безвозмездно устранить недостатки;
-
соразмерно уменьшить цену работ;
-
возместить свои расходы на устранение недостатков (такое право должно быть прямо предусмотрено в договоре).
Поэтому прежде чем заявлять об отказе, заказчик должен оценить характер недостатков и просчитать риски: согласится с ним суд или посчитает уклонение немотивированным и взыщет неустойку за просрочку оплаты?
Рекомендации заказчику
Заказчик вправе заявить о выявленных недостатках, препятствующих, по его мнению, приемке работ, в предусмотренный договором срок. Отказ должен содержать конкретные претензии, а не абстрактные утверждения. Например, можно составить акт освидетельствования с указанием работ, местом их проведения и выявленных недостатках (постановление АС Северо-Западного округа от 15.04.2015 по делу № А56-30220/2013). Если объект сложный (например, многоквартирный дом), то стоит указывать недостатки каждого помещения. Не лишним будет зафиксировать изъяны на фото или видео.
Для минимизации риска того, что какие-то существенные недостатки будут упущены либо неправильно описаны и покажутся суду незначительными, заказчик может привлечь квалифицированного эксперта. Делать это стоит как можно скорее после обнаружения нарушений с предварительным уведомлением подрядчика, в противном случае он сможет убедить суд не принимать во внимание заключение (постановление ФАС Московского округа от 10.12.2012 по делу № А40-4689/2012).
Также стоит учитывать, что если недостатки возникли по вине заказчика, например, из-за неоказания содействия, то переложить ответственность за них на подрядчика не получится.
Какие недостатки препятствуют приемке работ
Анализ арбитражной практики позволил выделить следующие нарушения, которые дают заказчику право отказаться от приемки работ:
-
нарушена технология производства работ (постановление АС Северо-Западного округа от 26.01.2016 по делу № А56-16752/2014);
-
качество работ не соответствует требованиям строительных норм и правил, устранение дефектов возможно только путем выполнения работ заново в полном объеме (постановление ФАС Московского округа от 25.07.2012 по делу № А40-49584/2011);
-
имеются недостатки, которые исключают возможность использования объекта строительства для указанной в договоре цели и не могут быть устранены (постановление АС Уральского округа от 28.07.2016 по делу № А60-53748/2015);
-
результат работ не представляет потребительской ценности, а для устранения недостатков требуется полный демонтаж и новое выполнение работ (постановление АС Северо-Кавказского округа от 15.12.2016 по делу № А53-30399/2015);
-
нарушена процедура приемки работ, предусмотренная договором или установленная нормативно-правовыми актами для отдельных объектов строительства (постановление АС Уральского округа от 13.02.2017 по делу № А60-8264/2016).
Наличие мелких изъянов не позволит заказчику уклониться от приемки работ
Анализ судебных постановлений также позволил определить перечень нарушений, которые не могут стать основанием для отказа заказчика:
-
вместе с актами не были переданы документы, удостоверяющие качество использованных материалов (постановление АС Северо-Западного округа от 25.11.2016 по делу № А05-2008/2016);
-
подрядчик отступил от проектной документации, но это нарушение является устранимым (постановление АС Северо-Западного округа от 23.03.2016 по делу № А66-16101/2013);
-
работы хотя и имеют недостатки, однако заказчик пользуется их результатом (постановление АС Северо-Западного округа от 09.03.2017 по делу № А26-3019/2015).
Рекомендации подрядчику
Не попасться на манипуляции заказчика помогут превентивные меры. Для этого в договоре строительного подряда следует пошагово описать порядок сдачи-приемки результата работ. Чтобы поставить заказчика в строгие рамки, в договоре надо дать ответы на следующие вопросы:
-
как (курьером или по электронной почте), кого именно (директора или менеджера проекта) и за сколько дней необходимо предупредить о завершении работ и готовности их к сдаче-приемке;
-
в течение какого срока заказчик должен осмотреть результаты работ и провести испытания;
-
каких специалистов или контролеров надо привлечь;
-
каков срок и порядок направления мотивированных возражений;
-
какие грозят штрафы за нарушение договоренностей?
Для исключения волокиты и минимизации рисков подрядчику стоит соблюсти все формальности и предостережения:
-
передать заказчику все документы, так или иначе связанные с выполнением работ, подтверждением качества использованных материалов, а также инструкции по эксплуатации;
-
передать акты с сопроводительным письмом под подпись о принятии либо направить заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении по всем известным адресам заказчика;
-
предусмотреть возможность направления документов по электронной почте с обязательным указанием адресов используемых ящиков.