Одним из условий принятия к вычету «входного» НДС является приобретение товаров (работ, услуг) «для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения» по этому налогу. То есть в данном случае важна сама цель приобретения, а не фактическое использование в облагаемых операциях. Между тем налоговики на местах зачастую отказывают в вычете, если приобретенное имущество по каким-то причинам в облагаемой деятельности не задействовано.
С такой ситуацией столкнулась организация, занимающая производством алкогольной продукции. Она приобрела производственное оборудование и включила «входной» НДС по нему в состав налоговых вычетов. Налоговая инспекция в вычете отказала, сославшись на то, что компания не использовала это оборудование в деятельности, облагаемой НДС, и в принципе не имела такого намерения. Дело в том, что на момент проверки у организации отсутствовала лицензия на производство, хранение и поставку этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Организация обратилась в суд и выиграла дело (постановление АС Центрального округа от 19.04.2017 по делу № А36-2017/2016).
Как указано в п. 5 постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» о необоснованности налоговой выгоды, в частности, могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии таких обстоятельств, как невозможность реального осуществления налогоплательщиком хозяйственных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг, совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком, отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности.
При этом обязанность доказывать недобросовестность налогоплательщика возлагается на налоговые органы.
При вынесении решения суд исходил из того, что инспекция не доказала, что налогоплательщик, либо его контрагент действовали согласованно и целенаправленно для необоснованного получения возмещения НДС из бюджета, а также что деятельность налогоплательщика обусловлена исключительно получением необоснованной налоговой выгоды и не имеет разумной хозяйственной цели.
Напомним, что по смыслу ст. 171 и 172 НК РФ для получения права на вычеты по НДС необходимо выполнение следующих условий:
-
оприходование товара (работ, услуг);
-
приобретаемые товары (работы, услуги) должны предназначаться для производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектом налогообложения;
-
наличие счета-фактуры, выставленного в соответствии со ст. 169 НК РФ.
Суд установил, что представленные организацией документы оформлены надлежащим образом и подтверждают правомерность предъявления налоговых вычетов по НДС. Факт отсутствия у организации на момент осуществления проверки лицензии на производство, хранение и поставку этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не свидетельствует об отсутствии намерения использовать приобретенное имущество в предпринимательской деятельности, так как таких доказательств материалы дела не содержат.
Кроме того, налоговики не смогли пояснить, в какой деятельности, не облагаемой НДС, возможно использование спорного оборудования, при условии, что общество применяет общую систему налогообложения.