Глава Всероссийского союза страховщиков и Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс сообщил журналистам, что по итогам 2016 г. страховой рынок показал прирост совокупной премии на 15,32%, или 156,8 млрд руб. Он объяснил это тем, что в кризисные времена граждане перешли на инвестиционное страхование.
Игорь Юргенс отметил: «Кризисные периоды заставляют людей экономить на некоторых добровольных видах страхования, например каско. Компании сокращают бюджеты на страхование для своих сотрудников. Однако, как показали тенденции последних нескольких лет, кризис способен выявить новые драйверы роста страхового рынка. В такие периоды граждане больше задумываются о будущем, о финансовой стабильности для себя и своих близких. Поэтому в последние годы наблюдается взрывной рост такого сегмента, как страхование жизни».
По его словам, в прошлом году страховой рынок поставил ряд рекордов. Так, впервые за всю историю развития рынка лидирующим по объемам сегментом с приростом на 66,5% стало страхование жизни. В то же время прежний драйвер рынка, ОСАГО, как и сегмент автокаско, продолжали стагнировать. Еще одним рекордом стало то, что доля добровольных видов страхования достигла максимума за десять лет (78%). По мнению главы страховых союзов, это может быть связано с тем, что проблемное ОСАГО уступило лидерские позиции страхованию жизни.
Ключевым двигателем сегмента страхования жизни для клиентов является инвестиционное страхование жизни (ИСЖ), являющийся комбинацией страховой защиты при непредвиденных обстоятельствах и инвестиционного вложения в финансовые инструменты, уточнил И. Юргенс.
«По условиям договора гарантируется возврат внесенной инвестиционной части независимо от конъюнктуры рынка. Популярность этого продукта обусловлена рядом причин. Во-первых, в последние годы финансовая культура и грамотность усилиями самих граждан, финансовых институтов и органов государственной власти выходит на новый уровень. Люди начинают интересоваться финансовыми продуктами более подробно, искать выгодные для себя решения и источники сохранить и приумножить капитал. ИСЖ сочетает в себе возможности доходности и страховой защиты, гарантируя надежность. Подкупает также возможность того, что человек может инвестировать без особого опыта работы с финансовыми инструментами», — сказал И. Юргенс. Он добавил, что со своей стороны государство простимулировало развитие этого вида страхования для привлечения длинных денег в экономику страны, введя возможность получения социального налогового вычета в размере 13% от годовой суммы вложений с 2015 г.
Наплыв клиентов в этот сегмент страхования И. Юргенс объясняет также снижением депозитных ставок банков в кризисный период.
«ИСЖ проявило себя как альтернатива вкладам, показывая более высокую доходность инвестиционной части продукта. А банки из-за высоких комиссионных вознаграждений активно включились в гонку по продвижению страхования жизни и особенно ИСЖ. Поэтому отмечается существенный рост значимости банковского канала продаж для страховщиков. По итогам 2016 г. на его долю пришлось 35,2% (против 25,8% в 2015 г.). Мы полагаем, что доля банкострахования очень активно растет и может приблизиться к 45% в 2017 г. Это в определенной мере сохранит тренд роста приобретения гражданами страховок по жизни, но, возможно, чуть более сдержанными темпами», — прокомментировал он.
Говоря о состоянии дел в других видах страхования, И. Юргенс отметил, что через банковский канал сегодня активно продаются так называемые коробочные продукты с упрощенной процедурой оформления договоров. «Обычно такой полис имеет фиксированную стоимость и заранее определенную страховую сумму. Особое развитие таких продуктов произошло в сегменте страхования имущества граждан, но сейчас такая форма популярна и в медицинском страховании», — сообщил И. Юргенс.
Из ключевых тенденций на ближайший год глава страховых союзов отметил «развитие линейки инвестиционных страховых продуктов, дальнейший стабильный рост спроса на добровольные виды страхования (страхование имущества, ДМС), развитие онлайн-сервисов и рост продаж полисов через интернет, расширение числа продуктов с технологической составляющей». Последнее включает так называемое умное моторное страхование с телематикой, когда клиент может следить в режиме онлайн за своими нарушениями и получать выгоду от аккуратного вождения.
В целом последнее высказывание И. Юргенса о положении дел на страховом рынке выглядело более оптимистичным, чем все его последние комментарии по этому же вопросу в течении предыдущего года.