Роскомнадзор будет выявлять во Всемирной сети аудиовизуальные сервисы, предлагающие пользователям платить за просмотр или наслаждаться рекламой, и внесет их в специальный реестр. Данный порядок начнет действовать с 1 июля и не затронет сайты, на которых контент размещают только физические лица.
Нормативное регулирование правового статуса аудиовизуальных сервисов, ориентированных на российского потребителя, их права и (преимущественно) обязанности, а также порядок блокировки и основания привлечения к административной ответственности за нарушения таких обязанностей устанавливаются новым Федеральным законом от 01.05.2017 № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 87-ФЗ), который вступит в силу 1 июля 2017 г. Соответствующий законопроект был внесен на рассмотрение Госдумы депутатами в ноябре прошлого года (законопроект № 37671-7).
Сайты с «персональным» контентом в число аудиовизуальных сервисов не попадут
Под аудиовизуальным сервисом в Законе № 87-ФЗ понимается сайт и (или) страница сайта в интернете, и (или) информационная система, и (или) программа для элект-ронных вычислительных машин, которые используются для формирования и (или) организации распространения в интернете совокупности аудиовизуальных произведений, доступ к которым предоставляется за плату и (или) при условии просмотра рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории РФ, и доступ к которым в течение суток составляет более 100 000 российских пользователей.
Закон № 87-ФЗ вводит ограничение иностранного участия (иностранного контроля) над организаторами аудиовизуальных сервисов, доступ к которым ежедневно в течение месяца составляет более 100 000 находящихся на территории России пользователей интернета либо который предназначен преимущественно для пользователей, находящихся на территории одного субъекта РФ, и доступ к которому ежедневно в течение месяца составляет более 20 000 пользователей. Владельцем такого сервиса может быть только российская организация или гражданин, не имеющий гражданства другого государства. Однако законом предусмотрены и исключения из этого правила.
Кроме того, из числа аудиовизуальных сервисов исключаются и, соответственно, не подпадают под вышеназванные требования:
1) информационные ресурсы, которые зарегистрированы в качестве сетевых изданий;
2) поисковые системы;
3) информационные ресурсы, на которых аудиовизуальные произведения размещаются преимущественно пользователями интернета (порядок и критерии определения таких ресурсов будет утверждать Роскомнадзор).
Перечень обязанностей для «новых» участников законодательного регулирования будет установлен в ст. 10.5 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в редакции Закона № 87-ФЗ. В частности, сервисам предстоит разместить для всеобщего доступа адрес электронной почты для направления юридически значимых сообщений, а также фамилию и инициалы (для физического лица) или наименование (для юридического лица) владельца такого сервиса. Кроме того, необходимо будет установить одну из предлагаемых Роскомнадзором программ для ЭВМ, предназначенных для определения количества пользователей информационным ресурсом в интернете.
Роскомнадзор займется поиском аудиовизуальных сервисов в интернете
Закон № 87-ФЗ не содержит прямого указания для владельцев аудиовизуальных сервисов сообщать о данном статусе в Роскомнадзор. Напротив, сотрудники Роскомнадзора уполномочены выявлять в интернете такие ресурсы, в том числе по обращениям органов государственной власти и местного самоуправления, граждан или организаций. В результате Роскомнадзор вправе будет признать информационный ресурс аудиовизуальным сервисом и включить его в реестр аудиовизуальных сервисов, а также направить провайдеру хостинга или иному обеспечивающему размещение аудиовизуального сервиса в интернете лицу уведомление о необходимости предоставления данных, позволяющих идентифицировать владельца аудиовизуального сервиса.
После получения данных Роскомнадзор направит владельцу аудиовизуального сервиса уведомление о включении его ресурса в реестр с указанием требований законодательства, применимых к данному ресурсу. У владельца ресурса будет два месяца для того, чтобы предоставить в Роскомнадзор документы, свидетельствующие о соблюдении им требований законодательства об аудиовизуальных сервисах.
При обнаружении на аудиовизуальном сервисе информации, распространяемой с нарушением законодательства, Роскомнадзор направит владельцу сервиса требование принять меры по устранению выявленных нарушений. Также Роскомнадзор уполномочен обратиться в суд с заявлением об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису в случае повторного в течение года неисполнения владельцем аудиовизуального сервиса требования принять меры по устранению выявленных нарушений законодательства, а также неисполнения владельцем сервиса установленных законом требований о предоставлении документов и информации в Роскомнадзор.
На основании вступившего в законную силу решения суда до исполнения владельцем аудиовизуального сервиса требований, нарушение которых стало основанием для обращения в суд, доступ к аудиовизуальному сервису будет ограничен оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к интернету.
Административные штрафы для аудиовизуальных сервисов достигают 3 млн руб.
Законом № 87-ФЗ с 1 июля вводится административная ответственность за нарушение аудиовизуальными сервисами законодательства. КоАП РФ пополнится четырьмя новыми составами правонарушений, за которые предусмотрена административная ответственность в виде штрафа:
-
распространение владельцем аудиовизуального сервиса незарегистрированных средств массовой информации (ст. 13.35);
-
нарушение владельцем аудиовизуального сервиса установленного порядка распространения среди детей информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (ст. 13.36);
-
распространение владельцем аудиовизуального сервиса информации, содержащей публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, материалов, публично оправдывающих терроризм, или других материалов, призывающих к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности (ст. 13.37);
-
неисполнение владельцем аудиовизуального сервиса требований Роскомнадзора об устранении нарушений законодательства (ст. 19.7.10-2). При повторном совершении данного правонарушения размер штрафа для организаций может достигать 3 млн руб.