С этого года для целей налогообложения применяется новое определение сомнительной задолженности. В письмах от 20.04.2017 № 03-03-06/1/23835 и от 17.04.2017 № 03-03-06/1/22608 Минфин России рассказал, как формируется резерв сомнительных долгов с учетом нововведений.
Расходы на формирование резерва по сомнительным долгам учитываются в составе внереализационных расходов (подп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ). Резерв формируется в порядке, установленном ст. 266 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед компанией, которая возникла в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. С 1 января 2017 г. Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ в п. 1 ст. 266 НК РФ внесено дополнение, согласно которому при наличии у компании встречного обязательства перед контрагентом сомнительным долгом признается только та часть дебиторской задолженности, которая превышает имеющуюся кредиторскую задолженность перед контрагентом.
Исходя из этого, финансисты указали, что компания должна сформировать резерв по сомнительным долгам в отношении дебиторской задолженности в той ее части, которая превышает любую кредиторскую задолженность перед тем же контрагентом, независимо от даты ее возникновения. А в письме от 20.04.2017 № 03-03-06/1/23835 финансисты отметили, что поскольку кредиторская задолженность не конкретизируется в зависимости от того, в отношении каких операций она возникла, при формировании резерва следует суммировать задолженности налогоплательщика перед соответствующим контрагентом по любым операциям. Кроме того, по мнению специалистов Минфина России, в целях определения сомнительного долга при наличии встречного обязательства (кредиторской задолженности) необходимо исходить из того, что в первую очередь кредиторская задолженность перекрывает (уменьшает) дебиторскую задолженность с наибольшим сроком возникновения.
Отметим, что до 2017 г. вопрос о необходимости уменьшения сомнительной задолженности на встречные обязательства перед контрагентом был спорным. Минфин России считал, что компания должна формировать резерв по дебиторской задолженности только в той ее части, которая превышает имеющуюся кредиторскую задолженность перед тем же контрагентом, поскольку у нее есть возможность осуществить в одностороннем порядке зачет встречных обязательств (письмо от 21.09.2011 № 03-03-06/1/579).
Но в постановлении от 19.03.2013 № 13598/12 Президиум ВАС РФ указал, что НК РФ не устанавливает каких-либо ограничений по отнесению сомнительного долга в состав резерва в случае, когда у налогоплательщика имеется кредиторская задолженность перед должником. Кроме того, прекращение обязательства зачетом является правом, а не обязанностью налогоплательщика. Поэтому наличие такой возможности не должно влечь за собой автоматическую корректировку резерва.
Вышеизложенная правовая позиция Президиума ВАС РФ письмом ФНС России от 24.12.2013 № СА-4-7/23263 была направлена нижестоящим налоговым органам для использования в работе.