С 1 января 2017 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которые предусматривают новый способ осуществления государственными органами контроля и надзора профилактики нарушений обязательных требований закона со стороны организаций и предпринимателей, в частности вынесение предостережений в адрес подконтрольных субъектов.
Согласно нововведениям контролирующий орган, который получил информацию или самостоятельно выявил факт нарушения (готовящегося нарушения) юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем императивных требований законодательства, вместо запуска стандартной процедуры привлечения к ответственности должен вынести лицу предостережение о недопустимости таких нарушений.
Вынесение предостережения осуществляется при соблюдении следующих условий:
– сведения о нарушении (готовящемся нарушении) были выявлены в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с подконтрольным лицом, либо содержались в поступивших в орган заявлениях/жалобах/обращениях (за исключением анонимных), либо получены от иных органов власти или из СМИ;
– выявленное (готовящееся) нарушение не причинило вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, не привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не создало непосредственную угрозу указанных последствий;
– юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований.
В целях реализации положений закона Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 № 166 были утверждены Правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения (начало действия документа – 22.02.2017).
Правила установили перечень лиц, уполномоченных на вынесение предостережений (руководитель органа, его заместитель, иное лицо, наделенное таким правом по приказу руководителя), сроки составления и направления (30 дней со дня выявления факта нарушения (получения информации о готовящемся нарушении).
Правилами определены требования к содержанию предостережений. Помимо стандартных реквизитов акта и данных о вынесшем его лице, указанию подлежит следующая информация:
– сведения о том, какие обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нарушаются или могут быть нарушены юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, а также какие действия приводят или могут привести к нарушению таких требований;
– предложение юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами;
– предложение юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю направить уведомление об исполнении предостережения в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
За подконтрольным субъектом при этом закреплено право на подачу возражений с обоснованием позиции в отношении полученных предостережений.
При отсутствии возражений юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в указанный в предостережении срок должны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля уведомление об исполнении предостережения.
Вместе с тем возникает вопрос о правовом характере указанной процедуры и принципиальной возможности наступления для подконтрольного субъекта, проигнорировавшего предостережение, каких-либо негативных последствий.
По своей правовой природе предостережение не обладает признаками ненормативного акта, установленными ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку не содержит властно-распорядительных предписаний для заявителя, а по сути является актом, преследующим цель предупредить о необходимости соблюдения закона, и носит информационный характер.
Его неисполнение, а также несоблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем процедуры, установленной Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 № 166, не повлекут применения санкций.
Указанное обстоятельство, помимо прочего, исключает возможность оспаривания предостережения в суде.
Однако игнорирование предостережения все же может нести для субъекта негативные правовые последствия. Так, в случае если ответственность за вменяемое нарушение наступает при умышленной форме вины, у лица уже не будет возможности ссылаться на то обстоятельство, что оно не осознавало противоправный характер своего действия (бездействия) и не предвидело его вредных последствий.
В связи с этим же обстоятельством возможна переквалификация действий лица на иной состав правонарушения. Например, лицо, не представившее сведения в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств, после получения предостережения, вероятно, будет привлечено к ответственности по ч. 3 ст. 19.7.9 КоАП РФ, предусматривающей умышленное совершение правонарушения.
Необходимо также понимать, что невыполнение требований контролирующего органа, указанных в предостережении, или их игнорирование может стать основанием для проведения в отношении лица внеплановой проверки.
Сейчас сложно говорить, насколько востребовано будет рассмотренное нововведение. Для того чтобы предостережение стало реальным механизмом для снижения административного давления на бизнес, необходимо установить обязательный характер данной процедуры. В настоящий момент каких-либо конкретных последствий для контролирующего органа, в случае если он не вынесет предостережение, а сразу перейдет к внеплановой проверке по факту поступивших сведений о нарушении, не предусмотрено.