Чуть больше месяца понадобилось Верховному суду для доработки текста постановления Пленума с разъяснениями, касающимися рассмотрения уголовных дел о контрабанде. После решения вопросов о моменте окончания преступления, квалификации действий получателя международных посылок, применения международного законодательства в конце апреля окончательный текст документа был утвержден Пленумом.
Проект постановления Пленума ВС РФ от 27.04.2017 № 12 «О судебной практике по делам о контрабанде» впервые обсуждался в конце марта вместе с проектом постановления, посвященным упрощенному производству. Второй документ, однако, был принят быстрее (см. подробнее «ЭЖ», 2017, № 15, с. 05), а разъяснения по порядку рассмотрения «контрабандных» дел вызвали очень много вопросов и были направлены на доработку. Прежние разъяснения по этому вопросу были приняты Пленумом ВС РФ довольно давно (постановление от 28.09.2010 № 23 «О внесении изменения в постановление <...> от 27 мая 2008 года № 6 „О судебной практике по делам о контрабанде“»), и новым постановлением от 27.04.2017 № 12 «О судебной практике по делам о контрабанде» (далее — Постановление № 12) отменены.
Если перевозчик товара не знал о преступном замысле, ответственность несет «заказчик»
Уголовный кодекс РФ содержит четыре состава преступлений, связанных с контрабандой: незаконное перемещение через границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее — Союз) наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, совершенное в крупном размере (ст. 200.1), алкогольной продукции и (или) табачных изделий (ст. 200.2), предметов, ограниченных или изъятых из оборота (ст. 226.1, 229.1).
В Постановлении № 12 судьи обратили внимание на необходимость учитывать положения УК РФ, предусматривающие основания для освобождения от ответственности обвиняемых в контрабанде. Так, от уголовной ответственности освобождается лицо, добровольно сдавшее денежные средства и (или) денежные инструменты, и если в его действиях не содержится иного состава преступления. Если лицо наряду с контрабандой наличных денежных средств и (или) денежных инструментов обвиняется в совершении иных преступлений, то оно освобождается от ответственности по ст. 200.1 УК РФ независимо от привлечения его к ответственности за совершение иных преступлений (п. 11 Постановления № 12).
При перемещении товаров и предметов через границу с использованием другого лица, которое при этом не осознавало незаконности такого перемещения, заказчик такой «услуги» будет привлечен к ответственности за контрабанду в качестве исполнителя. При этом действия лица, не осознававшего факта совершения им контрабанды, не являются уголовно наказуемыми (п. 14).
Получатель международного почтового отправления, содержащего предметы контрабанды, может быть привлечен к уголовной ответственности, если он осуществил поиск, заказ, оплату такого товара, предоставил свои персональные данные, адрес, предусмотрел способы получения и (или) сокрытия заказанного товара (п. 15).
Контрабанда регулируется не только национальным законодательством
В пункте 5 Постановления № 12 уточняется, что под контрабандой следует понимать не только незаконное перемещение через таможенную границу, но и через границу государственную, а судам необходимо учитывать, что правовое регулирование ввоза или вывоза товаров и иных предметов с территории одного государства — члена Союза на территорию другого государства — члена Союза имеет свои особенности. Например, несмотря на обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на территории Союза, возможно введение ограничений оборота отдельных категорий товаров. Кроме того, на территории России законом или в установленном законом порядке могут вводиться меры правового регулирования, ограничивающие свободный оборот отдельных веществ или предметов, в частности, представляющих угрозу общественной безопасности.
Способы совершения данных преступлений могут быть различными, в частности, перемещение товаров или иных предметов вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, перемещение таких товаров с сокрытием от таможенного контроля, перемещение с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах или иных предметах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам или иным предметам средств идентификации.
Незаконное перемещение через таможенную границу при контрабанде может быть выражено путем совершения любых действий, направленных на то, чтобы затруднить обнаружение таких товаров (предметов) или утаить их подлинные свойства или количество, в том числе придание одним товарам (предметам) вида других, использование тайников, специально изготовленных или приспособленных для контрабанды в предметах багажа, одежды или оборудованных на транспортных средствах, используемых для перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу (п. 6 Постановления № 12).
Непредставление таможенной декларации — тоже контрабанда
Еще одним способом совершения «контрабандных» преступлений является невыполнение требований права Союза и российского законодательства о таможенном деле по декларированию товаров. То есть лицо, осуществляющее перемещение товаров или иных предметов, не заявляет таможенному органу весь товар либо его часть — заявляется только часть однородного товара, либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре, либо таможенному органу представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации.
Если декларант или таможенный представитель в таможенной декларации заявили не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимые для таможенных целей, то указанные действия суду следует рассматривать как недостоверное декларирование товаров.
В Постановлении № 12 разъясняется, что необходимыми для таможенных целей сведениями являются сведения, представляемые таможенным органам для принятия решения о выпуске товаров, помещения их под избранную таможенную процедуру, исчисления и взимания таможенных платежей, либо сведения, влияющие на применение к товарам запретов или ограничений (п. 7).
При контрабанде, совершенной путем использования документов, содержащих недостоверные сведения о товарах или иных предметах, таможенному органу в качестве оснований или условий для перемещения (помещения под таможенную процедуру) товаров или иных предметов могут представляться документы, содержащие недостоверные сведения, в частности, о наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Союза, о стране происхождения, отправления, о таможенной стоимости, об описании упаковки (количество, вид, маркировка и порядковые номера).
Использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации при контрабанде является использование поддельных таможенных пломб, печатей, иных средств идентификации или подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам. Составом контрабанды также полностью охватывается незаконное перемещение товаров или иных предметов, совершенное с использованием изготовленных другим лицом поддельных официального документа, печати. Если же такие документы, печать были изготовлены тем же лицом, которое осуществляет контрабанду, то оно должно быть привлечено к уголовной ответственности как за совершение контрабанды, так и за подделку документов (ст. 327 УК РФ).