Первые данные Росстата за апрель показали, что российская экономика продолжает восстанавливаться. Промышленное производство выросло на 2,3% по сравнению с уровнем середины весны прошлого года, сельское хозяйство прибавило 0,8%, грузооборот подскочил на 9,4%. Реальные зарплаты граждан, по предварительной оценке, увеличились на 2,5%, а розница прекратила снижение. «Ложкой дегтя» стало снижение реальных доходов на 7,6%.
Отечественное промпроизводство во втором месяце весны выросло на 2,3% год к году. Драйвером роста выступил сегмент добычи полезных ископаемых, где увеличение выпуска составило 4,2%. Основной вклад здесь внесла добыча природного газа (+10,1% год к году) и угля (+8,6%). Стоит отметить значительную разницу в масштабах этих двух секторов: доля нефтегазовой отрасли в добавленной стоимости добычи составляет 85%, тогда как доля угольной индустрии — лишь 4,9%.
Индекс производства в обработке в апреле текущего года к аналогичному периоду 2016 г. тоже подрос, но гораздо скромнее — на 0,6%. Обеспечение электрической энергией, газом и паром увеличилось на 5,5%. Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений продемонстрировали рост на 2,1%.
Объем производства продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей в апреле 2017 г. в действующих ценах, по предварительной оценке, составил 315,4 млрд руб. Рост производства к уровню соответствующего периода прошлого года равнялся 0,8%.
Особенно отрадно, что в середине весны статистика зафиксировала увеличение капитальных инвестиций. «Согласно первой оценке, прирост объема инвестиций в основной капитал в I квартале 2017 г. составил 2,3% год к году, — отмечает экономист „ВТБ Капитала“ Александр Исаков. — Это согласуется и с улучшением динамики в строительной отрасли, где сокращение объемов работ, выполненных по виду деятельности „Строительство“, составило всего 0,4% год к году против 5,0% в предыдущем месяце».
Розница и зарплаты в плюсе
Динамика оборота розничной торговли продемонстрировала улучшение, прекратив, наконец, длительное снижение и застыв на уровне апреля прошлого года. Пока это самый приличный тренд в отрасли за период после IV квартала 2014 г.
Оборот розничной торговли непродовольственными товарами увеличился на 0,9% год к году, продовольственный сегмент остался в отрицательной зоне (–1%). «На текущий момент среднее домохозяйство направляет в сбережения примерно 10% своего денежного дохода, что на 1,0—1,5 п.п. больше, чем в среднем в 2011—2013 гг., — замечает г-н Исаков. — Таким образом, дальнейшее повышение уверенности домохозяйств может способствовать восстановлению потребления, однако масштаб этого эффекта в данный момент ограничен».
Небольшое улучшение динамики розницы подкрепляется позитивной тенденцией реальных зарплат населения, которые, по предварительной оценке, увеличились на 2,5% по сравнению с показателем середины весны 2016 г. По отношению к уровню марта текущего года реальные зарплаты россиян тоже подросли — на 1,7%.
Структура роста зарплат по секторам остается примерно такой же, как и на протяжении всего последнего года. Лидерами роста остаются торгуемые частные сектора (в обрабатывающей промышленности — +9,9% год к году, в сельском хозяйстве — +10,3%), тогда как госсектор в целом показал отстающую динамику (государственное управление и оборона — +2,4% год к году).
Хорошие результаты демонстрирует в середине весны рынок труда. В апреле безработица составила 5,3% (против 5,9% во втором месяце весны 2016 г.).
«Рынок труда в очередной раз воспользовался российской моделью адаптации, испытанной в ходе предыдущих кризисов, — считает директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева. — Низкая зарплата в обмен на высокую занятость, хроническая низкооплачиваемость работников вместо скачкообразной бедности безработных».
Доходы отстают
Несмотря на стабильный рост зарплат, реальные располагаемые доходы снизились (на 7,6% год к году). Такие расхождения, по оценке экономистов, обычное явление, они могут происходить по двум причинам.
Во-первых, в результате разнонаправленной динамики реальных зарплат и прочих компонентов денежных доходов домохозяйств (социальных выплат, процентного дохода, доходов от активов).
Во-вторых, существует проблема подхода к оценке других компонентов располагаемого дохода. В настоящий момент зарплаты составляют 65% денежных доходов домохозяйств, тогда как на социальные выплаты и предпринимательские доходы приходится 19 и 8% соответственно. Увеличение разрыва между реальными зарплатами и располагаемыми доходами могло произойти вследствие уменьшения реальных социальных выплат и снижения темпов роста прибыли.
«В целом же отчет Росстата свидетельствует если не о всеобъемлющем, то о достаточно широком восстановлении экономической активности», — комментирует сложившуюся конъюнктуру А. Исаков.
Динамика важнейших социально-экономических показателей в апреле 2017 г.
Показатель |
К 04.2016 |
К 03.2017 |
---|---|---|
Промпроизводство |
102,3 |
97,7 |
Оборот розничной торговли |
100 |
98,7 |
Реальная заработная плата |
102,5 |
101,7 |
Реальные денежные доходы |
92,4 |
102 |
ИСТОЧНИК: Росстат |