Неуплата государственной пошлины заявителем, обратившимся в антимонопольный орган с заявлением о рассмотрении спора в досудебном порядке, в связи с отсутствием реквизитов, в частности, кодов бюджетной классификации, не может быть основанием для отказа в рассмотрении такого заявления. Подобные действия государственного органа нарушают право такого лица на досудебную защиту (Определение ВС РФ от 04.05.2017 № 305-КГ16-20368 по делу № А40-230556/2015).
Суть дела
Акционерное общество — субъект естественных монополий, осуществлявшее перевозки пассажиров железнодорожным транспортом (далее — общество), обратилось в ФАС России с заявлением о досудебном рассмотрении спора об оспаривании решения антимонопольного органа об исключении части затрат при установлении тарифа на перевозку пассажиров.
В связи с упразднением Федеральной службы по тарифам (Указ Президента РФ от 21.07.2015 № 373) и передачей ее функций ФАС России, на момент обращения общества с заявлением не были утверждены коды бюджетной классификации для уплаты государственной пошлины за рассмотрение в досудебном порядке споров, связанных с установлением и применением регулируемых цен (тарифов) в сфере пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом общего пользования. По этой причине общество заявило ходатайство о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины до даты получения (разъяснения) информации о платежных реквизитах, по которым необходимо осуществить оплату. Однако антимонопольный орган письмом отказал обществу в рассмотрении спора в связи с непредставлением доказательств уплаты госпошлины, разъясняя, что оно вправе повторно подать заявление с приложением соответствующего платежного поручения.
После того как реквизиты для платежей по досудебным спорам были утверждены, после получения письма об отказе в принятии заявления о досудебном рассмотрении спора, общество повторно обратилось в ФАС России с заявлением, приложив доказательства уплаты государственной пошлины и ходатайствуя о восстановлении срока на его подачу. На этот раз антимонопольный орган принял решение об отказе обществу в рассмотрении повторного заявления по причине пропуска трехмесячного срока на обращение в ФАС России, установленного п. 2 Правил рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) (утв. постановлением Правительства РФ от 12.10.2007 № 669, далее — Правила).
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий ФАС России, выразившихся в отказе в принятии заявлений о досудебном рассмотрении спора и обязании принять и рассмотреть заявления.
Судебное разбирательство
Суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал.
По мнению суда, ФАС России была неправомочна удовлетворять заявление об отсрочке уплаты государственной пошлины, поскольку такого основания для отсрочки или рассрочки, как отсутствие реквизитов для уплаты пошлины, Налоговый кодекс РФ не содержит. Кроме того, Правила не предусматривают возможности восстановления трехмесячного срока на подачу заявления о досудебном рассмотрении спора, притом что первичное заявление было подано обществом в пределах этого срока, однако без доказательств уплаты госпошлины.
Таким образом, отказ ФАС России в приеме заявления общества о досудебном рассмотрении спора основан на нормах действующего законодательства. Довод общества о том, что на момент подачи заявления в ФАС России у него отсутствовала возможность оплаты госпошлины, поскольку не были утверждены коды бюджетной классификации, суд отклонил, посчитав, что общество могло оплатить государственную пошлину по реквизитам, указанным на сайте ФАС России, но с другим КБК. Перечисление денежных средств по реквизитам с указанием ошибочного КБК признается исполненной обязанностью по уплате налога и не лишает заявителя права обратиться с заявлением об уточнении платежа (постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.07.2008 № Ф03-А51/08-2/2631 по делу № А51-2361/200839-38).
Отказ ФАС России в удовлетворении требования общества о восстановлении пропущенного срока при повторном обращении в антимонопольный орган суд также посчитал правомерным, поскольку после оплаты госпошлины заявление общество представило с нарушением трехмесячного срока на подачу указанного заявления (подп. «а» п. 7(1) Правил). Правилами не предусмотрена процедура восстановления пропущенного срока для подачи заявления о досудебном рассмотрении спора по ходатайству заявителя.
В апелляционной инстанции решение суда было отменено, заявленные обществом требования удовлетворены. Судьи исходили из того, что у общества отсутствовала возможность уплаты государственной пошлины, поскольку неправильное указание кода бюджетной классификации свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязательств по уплате государственной пошлины (Правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н). Вывод суда первой инстанции о том, что заявитель мог оплатить государственную пошлину по реквизитам, указанным на сайте ФАС России, но с другим КБК, не основан на законе. Возможности уточнить платеж у заявителя не было, так как уточнение реквизитов возможно только в пределах одного и того же налога (письмо ФНС России от 22.12.2011 № ЗН-4-1/21889).
Суд указал, что, отказывая в принятии заявлений о досудебном рассмотрении спора по причине отсутствия уплаты госпошлины и не обеспечив возможность ее уплаты в установленном законом порядке, антимонопольный орган намеренно ограничил права общества на досудебную и судебную защиту. Правилами предусмотрено, что рассмотрение спора может быть приостановлено в случае необходимости получения ФАС России дополнительных сведений или привлечения к рассмотрению спора других лиц.
Вывод первой инстанции о том, что заявитель был вправе обратиться с заявлением об уточнении платежа, суд апелляционной инстанции признал несостоятельным, поскольку при уточнении платежа заявитель обязан указать новые реквизиты и КБК, по которым просит произвести уточнение уплаченной госпошлины. Так как реквизиты для оплаты госпошлины до подачи заявления утверждены не были, то и возможности уточнить платеж до указанной даты у общества не было. ФАС России отказала заявителю в принятии заявления также в день утверждения реквизитов, что полностью исключало возможность для заявителя уточнить реквизиты для оплаты госпошлины.
Кроме того, при повторной подаче обществом заявления трехмесячный срок на обращение о досудебном рассмотрении спора не истек, заявление полностью соответствовало требованиям, установленным Правилами. Оснований для отказа в приеме заявления по причине несоответствия заявления и приложенных к нему документов у антимонопольного органа не имелось. Руководствуясь правилами исчисления сроков исковой давности, предусмотренными ГК РФ, по аналогии с законом, суд разъяснил, что при обращении общества с заявлением до истечения трехмесячного срока течение этого срока было приостановлено. И только после получения письма ФАС России о невозможности рассмотрения заявления трехмесячный срок на обжалование продолжил исчисляться в общем порядке. Обществом в пределах указанного срока было направлено повторное обращение в ФАС России.
Арбитражный суд округа постановление апелляционной инстанции отменил и оставил в силе решение первой инстанции, согласившись с тем, что общество при подаче заявления в ФАС России могло уплатить государственную пошлину по реквизитам, указанным на сайте ФАС России, но с другим КБК, что исключило бы возможность возврата заявления. В то же время антимонопольный орган был лишен правовых оснований для удовлетворения заявления общества об отсрочке уплаты государственной пошлины.
Позиция ВС РФ
Судьи ВС РФ посчитали, что постановление арбитражного суда округа вынесено с нарушениями и подлежит отмене, а жалоба общества — удовлетворению.
Федеральная антимонопольная служба РФ уполномочена разрешать в досудебном порядке споры, связанные с установлением и применением регулируемых цен в соответствии с законом о естественных монополиях. Досудебный порядок рассмотрения споров с участием субъектов естественных монополий имеет своей целью повышение эффективности в сфере деятельности естественных монополий и усиление государственного контроля за тарифным регулированием и ценами.
Заявления о рассмотрении спора в досудебном порядке подаются в антимонопольный орган субъектами естественных монополий, их потребителями, осуществляющими предпринимательскую и иную экономическую деятельность, или органами исполнительной власти субъектов РФ в течение трех месяцев со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав (ч. 2 ст. 11 ст. 11 Федерального закона от 17.08.95 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»). ФАС России рассматривает заявление и приложенные к нему документы в течение десяти рабочих дней с даты их поступления. Не позднее указанного срока антимонопольный орган обязан вынести решение о принятии спора к рассмотрению или об отказе в рассмотрении спора (п. 6 Правил).
ФАС России нарушила сроки рассмотрения заявления, что повлекло обращение общества с повторным заявлением за пределами трехмесячного срока. Антимонопольный орган не отрицал факт отсутствия необходимых реквизитов для уплаты государственной пошлины за рассмотрение досудебного спора, исключающих возможность подачи соответствующего заявления в ФАС России, но несмотря на это, возложил негативные последствия невозможности совершения данных действий на общество, лишив его права на досудебную защиту своих интересов в сфере предпринимательской деятельности. При этом ФАС России не использовала возможность при необходимости приостановить рассмотрение спора в целях получения дополнительных сведений.
Верховный суд РФ пришел к выводу, что формальный подход антимонопольного органа к решению вопроса о принятии заявления о досудебном урегулировании спора привел к нарушению баланса частных и публичных интересов, а также нарушил основополагающие принципы, гарантированные Конституцией РФ. Отказывая в принятии заявлений о досудебном рассмотрении спора по причине отсутствия оплаты госпошлины и при этом не обеспечив возможность для оплаты госпошлины, ФАС России намеренно лишила общество права на досудебную защиту, гарантированную ст. 11 Федерального закона от 17.08.95 № 147-ФЗ, а также Конституцией РФ, что недопустимо.
Кроме того, судьи посчитали несостоятельной ссылку антимонопольного органа на реализацию обществом права на судебную защиту путем обращения в суд общей юрисдикции с требованием об оспаривании постановления комитета по тарифам субъекта РФ, поскольку данное обстоятельство не исключает право общества на реализацию альтернативного способа рассмотрения спора, в котором ему было необоснованно отказано.