Несмотря на ужесточение законодательства, контрабанда остается одной из стратегических угроз экономической безопасности России. Материальный ущерб от нее исчисляется десятками миллиардов рублей в год. В этой связи борьба с ней является одним из приоритетных направлений деятельности таможенных органов. Однако неопределенность уголовно-правовых норм об ответственности за контрабанду снижает эффективность их деятельности. Для решения этой проблемы особое значение имеет судебное толкование норм уголовного закона.
Реальная угроза
В соответствии с Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» преступные посягательства на экономическую безопасность отнесены к числу основных угроз государственной и общественной безопасности. В качестве главных стратегических угроз в сфере экономики были названы ее низкая конкурентоспособность, сохранение экспортно-сырьевой модели развития и высокая зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры, а также сохранение значительной доли теневой экономики, условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений (п. 55 Стратегии).
Одной из серьезных угроз экономической безопасности России остается контрабанда. Согласно действующему уголовному законодательству предметами контрабанды являются наличные деньги и денежные инструменты, алкоголь, табак, оружие и взрывчатка и их компоненты, наркотические средства и прекурсоры, а также стратегически важные товары и ресурсы, культурные ценности, особо ценные дикие животные и водные биоресурсы. В зависимости от статьи УК РФ контрабанда может осуществляться путем перемещения предметов через государственную границу РФ либо таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
По данным Федеральной таможенной службы России, в 2016 году доля контрабанды от общего количества возбужденных уголовных дел достигла 43% (в 2015 году – 42%). В частности, по ст. 226.1 УК РФ (контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, стратегически важных товаров и ресурсов, культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биоресурсов) было возбуждено 528 дел (544). По ст. 200.2 УК РФ (контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий) возбудили 32 дела (25), а по ст. 200.1 УК РФ (контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов) – 60 дел (88). Общая стоимость незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза (ТС) в рамках ЕАЭС либо госграницу РФ с государствами – членами ТС товаров и ресурсов, в том числе стратегически важных, превысила 10,3 млрд руб. Размер незаконно перемещенных наличных денег составил 222 млн руб., а стоимость незаконно перемещенных через таможенную границу ЕАЭС алкогольной продукции и табачных изделий – почти 171 млн.
Не улучшилась криминальная ситуация и в текущем году. Доля контрабанды от общего количества возбужденных уголовных дел за I квартал 2017 года составила 53%. Из общего числа возбужденных дел (763) по ст. 226.1 УК РФ было 277, ст. 200.2 УК РФ – 10, а по ст. 200.1 УК РФ – 17 дел. Стоимость незаконно перемещенных товаров и ресурсов составила около 9,6 млрд руб. При этом размер незаконно перемещенных наличных средств превысил 43 млн руб., а стоимость контрабандной алкогольной продукции и табачных изделий – 44 млн.
Единообразие необходимо
Между тем количество осужденных за последние два года по ст. 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ сократилось на 34%. По данным Верховного Суда РФ, в 2014 году их было 1043, в 2015 году – 989, а в 2016 году – 692. При этом больше половины из осужденных в прошлом году занимались контрабандой наркотиков. Меньше всего осужденных было за контрабанду алкоголя и табачной продукции – 2,5%. Для обеспечения единообразного применения судами уголовно-правовых норм при рассмотрении дел о контрабанде (ст. 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ) было издано Постановление Пленума ВС РФ от 27.04.2017 № 12 «О судебной практике по делам о контрабанде». Его разработка была обусловлена кардинальными изменениями в таможенной сфере: вступление России в Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) от 29.05.2014, действующий с 1 января 2015 года, подписание в апреле 2017 года Договора о Таможенном Кодексе ЕАЭС (включает 9 разделов и 61 главу), вступающего в силу с 1 июля. Таким образом, был осуществлен переход к трехуровневой системе правового регулирования таможенных отношений, включающей национальный, наднациональный (право ЕАЭС) и международный уровни.
Согласно Постановлению ВС РФ контрабанда, совершенная при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС или вывозе с этой территории товаров или иных предметов вне установленных мест (пунктов пропуска через таможенную границу) или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, является оконченным преступлением с момента фактического пересечения товарами или иными предметами таможенной границы.
В тех случаях, когда при контрабанде применяются иные способы незаконного перемещения товаров и предметов (недостоверное декларирование или использование документов, содержащих недостоверные сведения о товарах или иных предметах), контрабанда признается оконченной с момента представления таможенному органу декларации либо иного документа, допускающего ввоз на таможенную территорию Союза или вывоз с этой территории товаров или иных предметов в целях их незаконного перемещения через таможенную границу.
При определении размера стоимости незаконно перемещенных через таможенную границу либо госграницу предметов контрабанды судам следует исходить из государственных регулируемых цен, если таковые установлены. В остальных случаях размер указанной стоимости определяется на основании рыночной стоимости товаров, за исключением перемещенных физическим лицом через таможенную границу товаров для личного пользования, в отношении которых используется таможенная стоимость, определяемая в соответствии с главой 49 ТК ТС. При этом необходимо принимать во внимание правовые нормы, позволяющие не учитывать ту часть стоимости незаконно перемещенных товаров, которая разрешена к перемещению без декларирования и (или) была задекларирована (например, примечание 3 к ст. 200.1, примечание 2 к ст. 200.2 УК РФ). При отсутствии сведений о цене товара его стоимость определяется на основании заключения эксперта или специалиста.
Квалификация и конфискация
Незаконное перемещение товаров или иных предметов через таможенную границу при контрабанде может совершаться посредством сокрытия их от таможенного контроля, то есть путем совершения любых действий, направленных на то, чтобы затруднить обнаружение таких товаров (предметов) либо утаить их подлинные свойства или количество, в том числе придание одним товарам (предметам) вида других, использование тайников, специально изготовленных или приспособленных в предметах багажа одежды или оборудованных на транспортных средствах.
Недекларирование как возможный способ совершения контрабанды заключается в невыполнении лицом требований права ЕАЭС и таможенного законодательства РФ по декларированию товаров, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара, либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в декларации сообщаются сведения только об одном товаре, либо представляется товар, отличный от того, сведения о котором были задекларированы). Если декларантом либо таможенным представителем в декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимые для таможенных целей (например, сведения о наименовании, об описании, о классификационном коде по ТН ВЭД ЕАЭС, стране происхождения, таможенной стоимости), то указанные действия следует рассматривать как недостоверное декларирование товаров.
Использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации является использование поддельных таможенных пломб, печатей, иных средств идентификации или подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам. Незаконное перемещение товаров или иных предметов, совершенное с использованием поддельных документов и печатей, изготовленных другим лицом, полностью охватывается составом контрабанды и не требует дополнительной квалификации по ст. 327 УК РФ.
В случае признания контрабанды совершенной организованной группой действия всех ее членов, принимавших участие в подготовке или в совершении этого преступления, независимо от их фактической роли следует квалифицировать по ч. 3 ст. 200.2, ч. 3 ст. 226.1, п «а» ч. 4 ст. 229.1 УК РФ без ссылки на ст. 33 УК РФ (например, одни участники организованной группы приобретали товар или иные предметы, другие – незаконно их перемещали через таможенную границу, третьи – руководили указанными действиями).
Получатель международного почтового отправления, содержащего предметы контрабанды, если он нашел, осуществил заказ, оплатил, предоставил свои персональные данные, адрес, предусмотрел способы получения и (или) сокрытия заказанного товара, несет ответственность как исполнитель контрабанды. Кстати, если предмет контрабанды перемещается на таможенную территорию посредством регистрируемого международного почтового отправления (заказным письмом, бандеролью, мелким пакетом), местом совершения такого преступления является место международного почтового обмена. Если указанный предмет перемещается простым (нерегистрируемым) международным почтовым отправлением и установить точное место его перемещения через таможенную либо государственную границу невозможно, то местом совершения преступления следует считать: почтовый адрес получателя – в случае, когда почтовое отправление получено адресатом; адрес почтовой организации – в случае, когда почтовое отправление вручено получателю в почтовой организации или изъято в ней сотрудниками правоохранительных органов.
Если владельцем предметов контрабанды является лицо, признанное виновным в их незаконном перемещении, то такие предметы контрабанды подлежат конфискации. Если принадлежащее ему транспортное средство было оборудовано специальными хранилищами для сокрытия товаров или предметов при перемещении через границу (тайниками, конструктивными емкостями и предметами, предварительно подвергшимися разборке и монтажу), то оно рассматривается в качестве орудия преступления и подлежит конфискации в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 81 УПК РФ.
В случае неустановления законных владельцев предметы контрабанды должны быть обращены по решению суда в собственность государства в установленном законом порядке. Споры о принадлежности предметов контрабанды, признанных вещественными доказательствами, разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.