Глава ЦБ Эльвира Набиуллина в интервью журналу ПМЭФ, подготовленному Росконгрессом, предсказывает снижение спроса на традиционные товары российского экспорта, так как закончилась сырьевая эра. Такого же мнения придерживаются многие исследователи по всему миру.
Глава ЦБ говорит, что в ближайшие 5—10 лет факторы экономического роста в России будут отличаться от тех, которые были источниками роста в 2000-х — первой половине 2010-х гг. По мнению Э. Набиуллиной, неминуемо общее замедление темпов глобального экономического роста. Она отмечает существенную угрозу для России в отсутствии в мире явных локомотивов роста, предъявляющих растущий спрос на сырьевые товары и другие традиционные товары российского экспорта.
«Раньше эту роль играл Китай, но теперь экономический рост в нем замедлился и меняет свое качество — это рост за счет потребления, а не экспорта или инвестиций, и скорее всего, этот рост будет более энергоэффективным. При этом предложение энергетических товаров увеличилось: развилась добыча сланцевой нефти и газа, наблюдается глобальный переизбыток мощностей в металлургии и т.д. Поэтому можно говорить не только о конце нефтяного, но и в целом о конце сырьевого суперцикла», — говорит Э. Набиуллина.
Это утверждение подтверждается рядом исследований, в том числе работой Реды Шерифа и Фуада Хасанова из МВФ, а также Адитьи Панде из Университета Джорджтауна, о которых рассказывает «Коммерсант».
Исследователи прогнозируют существенный спад потребления нефти не из-за исчерпания ресурсов, а вследствие очередной транспортной революции, которая может произойти в ближайшие 10—25 лет из-за роста доли автомобилей с электродвигателями и возобновляемых источников энергии.
По данным ОПЕК, сейчас 57% мирового спроса на нефть обеспечивает транспорт (в США — 76%), при этом на передвижение по дорогам приходится 44% потребления (на железные дороги, суда и авиацию — 13%, 11% — на нефтехимию и 7% — на электрогенерацию). Количество электромобилей (и автомобилей с гибридными двигателями) в США в 2011—2015 гг. росло в среднем на 120% в год (до 1,3 млн) — динамика сопоставима с ранней стадией распространения автомобилей в начале XX века. Массовый переход на такие транспортные средства может начаться при снижении цены на них до 35 000 долл.
По мнению авторов исследования, если традиционные автомобили будут терять популярность теми же темпами, что и лошади сто лет назад, к 2042 г. более экологичным станет 93% транспорта. В более медленном сценарии число электромобилей в расчете на 1000 человек будет расти в среднем на 24% в течение 25 лет, а доля традиционного транспорта снизится на 36%, что предполагает незначительный рост спроса на нефть к 2025 г. на 1 млн баррелей в сутки, а к 2042-му его падение на 6 млн баррелей в сутки. Для падения цен на нефть будет достаточно и того, что нефть больше не будет безальтернативной на транспорте. Тогда она станет «новым углем». Ее стоимость к 2042 г. снизится до сопоставимой с другими видами ископаемого топлива — около 15 долл. за баррель в ценах 2015 г. В случае более медленных трансформаций рынка этот процесс может занять еще 10—20 лет, цитирует исследование «Коммерсант».
Для выживания в новой реальности Э. Набиуллина предлагает простой рецепт: «Основные резервы для роста сейчас находятся в повышении эффективности компаний как в государственном, так и в частном секторе, снижении издержек, повышении качества управления, росте производительности труда, инвестициях, в появлении новых малых и средних предприятий и создании условий для их роста».