В наше урбанизированное время верной приметой прихода весны становится не прилет ласточек, а ямочный ремонт дорог. Неважно каких — асфальтированных или без твердого покрытия. Неважно где — в городах или селах, потому что дорожная деятельность входит в функции муниципальной власти, кроме органов местного самоуправления в сельских поселениях и внутригородских районах.
В Московской области, дорогам в которой завидует пол-России, ямы на дорогах регионального и местного значения ликвидируют до 1 июля. Такое распоряжение дано главам муниципальных образований. Всего в этом году подмосковные власти намерены потратить на строительство, ремонт и содержание автодорог, за исключением федеральных трасс, почти 16 млрд руб. бюджетных ассигнований, складывающихся, как известно, из средств налогоплательщиков. Подводя итоги мая в эфире телеканала «360° Подмосковье», глава региона Андрей Воробьев заявил: «В этом году мы почти удвоили средства для того, чтобы еще активнее выйти на дороги».
На областном портале «Добродел», на котором в разделе «Автомобильные дороги» по теме «Ямы и выбоины» любой житель Подмосковья может оставить свое пожелание о дорожном ремонте, фиксируется ежедневно около 3500 сообщений о выбоинах: 3000 — от дорожных служб и 500 — от активных граждан. Все координаты заносятся в приложение «Дороги Подмосковья», то есть оцифровывается каждая яма для того, чтобы в режиме реального времени следить за ходом работ. Всего в этом году планируется заделать более 70 000 дорожных дефектов. По словам министра по дорожному хозяйству Игоря Трескова, каждую неделю ликвидируется 8000—9000 ям.
Такой статистики нет по шести сибирским городам — Барнаулу, Иркутску, Новосибирску, Омску, Томску и Чите, в которых Сибирский центр «Трансперенси Интернешнл — Россия» выяснял, кто и сколько зарабатывает на строительстве и ремонте дорог по государственным и муниципальным заказам. По свидетельству Комитета гражданских инициатив (КГИ), возглавляемого экс-министром финансов РФ Алексеем Кудриным, специалисты Центра проанализировали 575 контрактов и выяснили, что больше половины подрядов уходит в аффилированные с городскими администрациями компании. В итоге в этих городах находится в нормативном состоянии менее половины дорог и проездов, а в Омске — вовсе 19%.
По статистике ГИБДД, в этих шести городах в 2016 г. зарегистрировано 7586 дорожно-транспортных происшествий, в которых получили ранения 9283 человека, погибли 252 человека. И снова в лидерах Омск — 2320 ДТП. Исследователи утверждают, что в 55% аварий причиной происшествий во всех этих городах были дефекты дорожного покрытия, отсутствие разметки и дорожных знаков, другие инфраструктурные проблемы.
Примечательно, что, согласно социологическому опросу Центра стратегических исследований компании «Росгосстрах», новосибирцы дали хорошую оценку состоянию дорог в своем городе, но ГИБДД фиксирует самую высокую среди шести названных городов смертность при ДТП — 74 погибших сибиряка.
Аналитики свидетельствуют, что почти треть от совокупной суммы в 14,5 млрд руб. контрактов 2013—2016 гг. на ремонт дорог в исследованных городах приходится на Новосибирск. Самые скромные затраты в Томске — менее 1 млрд руб.
В каждом городе своя специфика распределения муниципальных заказов на ремонт дорог. Так, в Барнауле три группы собственников осваивают более 80% бюджетных денег, выделенных на устранение инфраструктурных дорожных проблем.
В Иркутске главные игроки в сфере дорожных работ — государственные и муниципальные предприятия. На них приходится до 60% контрактов. Можно предположить, что значительная часть работ выполняется субподрядчиками, которые определяются без публичного конкурса, заключают исследователи.
В Новосибирске при видимой конкурентной среде в реальности на долю двух крупнейших подрядчиков приходится 56% общей суммы контрактов. Причем эти компании были тесно связаны друг с другом.
В Омске 1,04 млрд из 1,9 млрд руб. совокупной контрактной суммы ушли в эти годы в ООО «Сибирский региональный союз» и ООО «Росстройгрупп», подвластные известной в городе семье предпринимателей.
В Томске 91,5% общей суммы контрактов досталось унитарному предприятию «Спецавтохозяйство г. Томска», учрежденному городской администрацией. Как результат — отсутствие возможностей для общественного контроля. Возможно, поэтому сибирский наукоград входит в тройку российских городов с самыми плохими дорогами.
Наиболее «туманная» ситуация в Чите, где по 11 контрактам 2013—2016 гг. нет сведений, доступных на официальном портале, об отремонтированных отрезках внутригородских дорог ни в заключенных контрактах, ни в актах выполненных работ. По бухгалтерской отчетности освоено 662,8 млн из 1,6 млрд руб., выделенных за четыре года из городского бюджета на ремонт читинских дорог.
По данным МВД России, в автомобильных авариях на дорогах России в 2016 г. погибли 20 308 человек. Число пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях и получивших увечья превысило 221 000 человек. Это население среднего российского города. К примеру, в городе Бийске Алтайского края проживает 202 826 человек.
У читателей «ЭЖ» есть возможность принять участие в проекте КГИ «Госзатраты: куда уходят наши деньги» напрямую — на сайте Комитета или опосредованно — с помощью ресурсов «ЭЖ». Мы будем признательны за достоверную информацию о положении дел в сфере дорожной деятельности в любом муниципальном образовании для публикаций в выпусках «Муниципального форума». При желании читателей, полученные от них сведения можем направить в КГИ.
Согласно ГОСТу Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», размеры дорожных ям не должны быть больше 15 см в длину, 60 см в ширину и 5 см в глубину. А в соответствии со ст. 12 Закона «О безопасности дорожного движения» (от 10.12.95 № 196-ФЗ) содержание дорог должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Значит, гражданин РФ вправе требовать устранения на дороге ям таких габаритов.
Можно это попытаться сделать на сайте ГИБДД — сообщить об обнаруженной выбоине, снабдив сообщение фотографией, лучше не одной. Ответ из инспекции должен прийти в течение 30 дней. Если этого не случится, то о таком казусе опять-таки можно сообщить нам.
Напомним, что существует приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги», за реализацию которого отвечает Министерство транспорта РФ. Согласно перечню правительственных поручений от 03.08.2016 № ДМ-П6-4620 по итогам заседания Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам в июле прошлого года ведомство подготовило Программу комплексного развития транспортной инфраструктуры городских агломераций — ПКРТИ. На первом этапе, в течение 2017 г., планируется осуществить совместно с другими федеральными ведомствами, региональными властями, администрациями муниципальных образований и владельцами автомобильных дорог некапиталоемкие мероприятия по обустройству и ремонту дорожной сети. Начиная со следующего года предусматривается еще строительство и реконструкция автомобильных дорог. Выполнение намеченного должно к 2025 г. снизить в крупнейших агломерациях количество аварийно-опасных участков городских дорог на 85% по сравнению с текущим состоянием и довести до 85% долю протяженности дорожной сети городских агломераций, соответствующих нормативным требованиям к их транспортно-эксплуатационному состоянию.
Затраты в разных городах России на 1 км дорог в 2017 г., руб.
Город |
Сумма |
---|---|
Москва |
23 619 583 |
Санкт-Петербург |
14 251 932 |
Новосибирск |
6 584 730 |
Иркутск |
5 209 222 |
Томск |
3 135 683 |
Барнаул |
1 324 549 |
Омск |
1 082 398 |
Чита |
236 840 |
ИСТОЧНИК: КГИ по бюджетам городов на 2017 г. |
Статистика ДТП со смертельным исходом по разным странам на 100 000 автомобилей в год
Страна |
Показатель |
---|---|
Афганистан |
722,4 |
Замбия |
670,9 |
Зимбабве |
429,8 |
КНР |
104,5 |
Казахстан |
101,4 |
Монголия |
88,4 |
Азербайджан |
83 |
Грузия |
54 |
РФ |
53,4 |
Украина |
35,3 |
Белоруссия |
32,9 |
Южная Корея |
21,2 |
Хорватия |
21,1 |
Литва |
16,1 |
Польша |
15,8 |
ИСТОЧНИК: КГИ по данным ВОЗ за 2013 г. |