Обнародовано письмо Минфина России от 28.04.2016 № 03-07-08/24818. Содержащаяся в нем позиция на руку российским организациям, осуществляющим на территории РФ дистрибьюторскую деятельность по продаже электронной техники и установке необходимых драйверов. По мнению финансистов, если стоимость услуг по технической поддержке входит в цену договора на передачу исключительных прав на программное обеспечение, то такие услуги не облагаются НДС.
Услуг много,а стоимость одна
В комментируемом письме специалисты Минфина России рассмотрели следующую ситуацию. Организация является дистрибьютором по продаже принтеров иностранной компании, а также расходных материалов и запасных частей к ним. Кроме того, на основе договора иностранная компания предоставляет российским дистрибьюторам права на использование компьютерных программ (драйверов для принтеров). По условиям этого договора на нее возложены и иные обязательства, а именно:
-
оказание технической помощи конечным пользователям:
-
онлайн-поддержка консультационного характера;
-
проведение разовых тренингов, нацеленных на объяснение принципов работы с программами для ЭВМ, а также на повышение объемов качества продаж товаров иностранной организации в России.
Стоимость таких услуг не выделяется из общей стоимости прав на использование программного обеспечения для принтеров и не подлежит определению расчетным путем. Это связано с тем, что услуги неразрывно связаны с предоставлением права на использование программного обеспечения для принтеров и их целью является решение технических проблем при работе программного обеспечения, а также увеличение продаж посредством проведения разовых тренингов российским дистрибьюторам. Расходы на оказание данных услуг формируют стоимость передаваемого права на использование программного обеспечения.
Передача прав на использование программ для ЭВМ на основании лицензионного договора освобождается от обложения НДС на основании подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. Возникают два вопроса. Первый — является ли российская организация в рассматриваемой ситуации налоговым агентом по НДС? Второй — можно ли воспользоваться положениями подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ в отношении вспомогательных услуг, цена которых отдельно не закреплена в договоре?
Российская организация — не налоговый агент
Финансисты указали, что в общем случае операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ признаются объектом налогообложения по НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ). Порядок определения места реализации работ (услуг) установлен в ст. 148 НК РФ. Так, согласно подп. 4 п. 1 и подп. 4 п. 1.1 указанной нормы место реализации услуг по передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских или иных аналогичных прав определяется по месту осуществления деятельности покупателя услуг. Таким образом, местом реализации услуг по передаче прав на использование программного обеспечения для ЭВМ, оказываемых иностранной компанией российской организации, признается территория РФ.
Но здесь нужно учитывать и положения ст. 149 НК РФ. В подпункте 26 п. 2 этой статьи сказано, что операции по передаче исключительных прав на программы для ЭВМ на основании лицензионного договора освобождаются от обложения НДС. Поэтому в рассматриваемой ситуации российская организация, получающая от иностранной фирмы права на использование программного обеспечения для принтеров, не должна уплачивать НДС в качестве налогового агента.
НДС со вспомогательных услуг
Вопрос об обложении НДС услуг по технической поддержке компьютерных программ, права на использование которых переданы по лицензионному договору, ранее уже рассматривался Минфином России (письмо от 15.01.2008 № 03-07-08/07). В нем финансисты пришли к выводу, что услуги по технической поддержке программ для электронных вычислительных машин, оказываемые иностранным правообладателем российской организации, являются вспомогательными услугами по отношению к услугам по предоставлению исключительных прав на использование этих программ. В свою очередь согласно п. 3 ст. 148 НК РФ, если реализация работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации основных работ (услуг), местом реализации такой вспомогательной реализации признается место реализации основных работ (услуг).
Исходя из этого, специалисты Минфина России пришли к выводу, что поскольку местом реализации основных услуг (передача права на использование программ для ЭВМ) признается территория РФ, то и местом реализации услуг по технической поддержке программ для ЭВМ также будет являться территория РФ.
Финансисты отметили, что глава 21 НК РФ не предусматривает освобождения от обложения НДС услуг по технической поддержке программного обеспечения. То есть в данном случае не применяются положения подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. Поэтому указанные услуги облагаются НДС по ставке 18%.
Специалисты ФНС России полностью согласились с вышеприведенной позицией финансистов и письмом от 05.03.2008 № 03-1-03/771@ довели ее до нижестоящих налоговых органов.
Однако в комментируемом письме Минфин России пришел к несколько иному выводу — услуги по технической поддержке программ для ЭВМ, оказываемые иностранной компанией российской организации, в налоговую базу по НДС не включаются. Но данный вывод может быть использован только в рассматриваемой ситуации. На это обратили внимание финансисты. Они указали, что данный подход применим, только если стоимость вспомогательных услуг включена в стоимость передаваемых прав на использование программного обеспечения и определить стоимость услуг по технической поддержке расчетным методом не представляется возможным.