В ООО поступило Распоряжение Управления государственного автодорожного надзора по субъекту РФ о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица. В качестве основания указано «сообщение УГИБДД МВД о фактах причинения вреда здоровью граждан ООО (водителем автобуса)». Однако на момент поступления в ООО Распоряжения отсутствует постановление о привлечении водителя к административной ответственности. Следовательно, вина водителя в причинении вреда здоровью гражданина еще не доказана. Правомерно ли проведение внеплановой документарной проверки органом надзора?
И. Скобелевв, г. Кострома
Ответ. Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Кроме того, исходя из подп. 9 п. 4 ст. 1 Закона № 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении, в частности, федерального государственного транспортного надзора (в области гражданской авиации, железнодорожного транспорта, торгового мореплавания, внутреннего водного транспорта и автомобильного транспорта).
Согласно п. 1 ст. 14 Закона № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).
В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются цели, задачи, предмет проверки, срок ее проведения и правовые основания проведения проверки (подп. 4, 5 п. 1 ст.14 Закона № 294-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона № 294-ФЗ предметом внеплановой проверки может являться проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Основанием для проведения внеплановой проверки может являться (п. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ) поступление в органы государственного контроля (надзора) информации от органов государственной власти о следующих фактах:
– о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан;
– причинении вреда жизни, здоровью граждан.
Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно ст. 11 и 12 Закона № 294-ФЗ (п. 4 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется посредством организации и проведения проверок субъектов транспортной инфраструктуры, перевозчиков, застройщиков объектов транспортной инфраструктуры, в том числе плановых и внеплановых выездных проверок (подп. «а» п. 5 Постановления Правительства РФ от 04.10.2013 № 880 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности»).
Должностные лица, уполномоченные на осуществление федерального государственного транспортного надзора (государственные транспортные инспекторы), имеют право запрашивать на основании письменных мотивированных запросов у субъектов надзора информацию и документы, которые необходимы для проведения проверки (п. 4 Положения о федеральном государственном транспортном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2013 № 236 (далее – Положение).
В соответствии с п. 5 Положения порядок организации и проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок в рамках федерального государственного транспортного надзора осуществляется в соответствии с Законом № 294-ФЗ.
Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проведения проверок при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением законодательства РФ, в том числе международных договоров Российской Федерации об обеспечении безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также промышленной безопасности на железнодорожном транспорте, утвержден Приказом Минтранса России от 20.10.2011 № 270. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что Управление государственного автодорожного надзора по субъекту РФ вправе провести внеплановую документарную проверку ООО, поскольку есть основание: поступление информации от УГИБДД МВД о фактах причинения вреда здоровью граждан.