Коллегия Евразийской экономической комиссии в развитие положений нового Таможенного кодекса ЕАЭС (далее — ТК ЕАЭС) предложила проект Положения, в котором закреплены особенности контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС.
В апреле 2017 г. страны — участницы ЕАЭС подписали договор о ТК ЕАЭС, договорившись о едином союзном таможенном регулировании на территории ЕАЭС (подробнее читайте в материале «На пути к единому экономическому пространству: участники ЕАЭС подписали договор о новом Таможенном кодексе», «ЭЖ», 2017, № 17).
В статье 313 ТК ЕАЭС установлено, что при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган проверяет правильность определения и заявления таможенной стоимости товаров — выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров. Он вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещенным через таможенную границу ЕАЭС.
При этом пунктом 3 ст. 313 ТК ЕАЭС предусмотрена компетенция Евразийской экономической комиссии по развитию положений данной статьи и установлению дополнительных особенностей контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС. В соответствии с данной нормой был разработан проект решения Коллегии Евразийской экономической комиссии «Об утверждении Положения об особенностях контроля таможенной стоимости товаров».
Таможенные органы при проведении контроля таможенной стоимости товаров должны руководствоваться признаками недостоверного определения таможенной стоимости декларируемых товаров с использованием системы управления рисками. К таким признакам проект относит, в частности, следующие обстоятельства:
-
несоответствие сведений, влияющих на таможенную стоимость декларируемых товаров, содержащихся в одном документе, иным сведениям, содержащимся в таком документе, а также сведениям, содержащимся в иных документах, в том числе в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведениям, полученным из информационных систем, используемых таможенными органами, и (или) информационных систем государственных органов (организаций) государств — членов ЕАЭС, из других источников, имеющихся в распоряжении таможенного органа на момент проведения проверки, а также другими способами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования;
-
более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров при сопоставимых условиях их ввоза;
-
более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценами на идентичные или однородные товары по информации о биржевых котировках, биржевых индексах, ценах аукционов, информации из ценовых каталогов;
-
более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой компонентов, в том числе сырьевых, из которых произведены (состоят) декларируемые товары;
-
наличие взаимосвязи продавца и покупателя декларируемых товаров в сочетании с более низкими ценами декларируемых товаров по сравнению с ценами идентичных или однородных товаров при продажах между независимыми продавцом и покупателем;
-
наличие оснований полагать, что не соблюдена структура таможенной стоимости декларируемых товаров (например, к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, не добавлены либо добавлены не в полном объеме лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, расходы на перевозку (транспортировку) декларируемых товаров, расходы на страхование и т.п.).
При этом таможенные органы смогут использовать имеющуюся в их расположении информацию, которая должна быть в максимально возможной степени сопоставима с имеющимися в отношении декларируемых товаров сведениями, в том числе об условиях и обстоятельствах рассматриваемой сделки, физических характеристиках, качестве и репутации декларируемых товаров. В частности, может использоваться информация:
-
по сделкам с идентичными, однородными товарами, товарами того же класса или вида, полученная в том числе с использованием информационных ресурсов таможенных органов;
-
о биржевых котировках, биржевых индексах, ценах аукционов, информация из ценовых каталогов;
-
полученная от государственных представительств (торговых представительств) государств — членов ЕАЭС в третьих странах.
Информация может быть получена таможенным органом любым не запрещенным законодательством государств — членов ЕАЭС способом, в том числе с использованием интернета.
С учетом выявленных признаков недостоверного определения таможенной стоимости декларируемых товаров, а также с учетом условий и обстоятельств рассматриваемой сделки, физических характеристик, качества и репутации декларируемых товаров таможенный орган может запросить документы и сведения, в частности:
-
прайс-листы производителя декларируемых товаров, его коммерческие предложения;
-
прайс-листы, коммерческие предложения, оферты продавцов декларируемых, идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса или вида;
-
сведения о стоимости декларируемых товаров в стране отправления: экспортная таможенная декларация страны отправления, если ее заполнение предусмотрено в стране отправления;
-
документы по оплате декларируемых товаров;
-
упаковочные листы;
-
сведения о стоимости декларируемых товаров в разрезе торговых марок (брендов), моделей, артикулов;
-
документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации декларируемых товаров и их влиянии на цену декларируемых товаров;
-
документы и сведения о перевозке (транспортировке) декларируемых товаров, их погрузке, разгрузке или перегрузке и проведении иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой);
-
пояснения относительно оснований предоставления продавцом скидок покупателю;
-
документы, подтверждающие отсутствие взаимосвязи между продавцом и покупателем или о том, что взаимосвязь между продавцом и покупателем не повлияла на стоимость сделки с ввозимыми товарами;
-
лицензионный договор, счет-фактура, банковские платежные документы, бухгалтерские и иные документы, содержащие сведения о платежах за использование объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к декларируемым товарам;
-
иные документы и сведения, в том числе полученные декларантом от иных лиц, включая лиц, имеющих отношение к производству, перевозке (транспортировке) и реализации декларируемых товаров.
Проект предусматривает две причины, по которым документы и сведения, запрошенные таможенным органом, могут быть не предоставлены декларантом: (1) запрошенный документ не существует либо не применяется в рамках рассматриваемой сделки; (2) лицом, располагающим соответствующими документами и сведениями, отказано декларанту в их предоставлении. Декларант должен обосновать наличие таких обстоятельств посредством предоставления подтверждающих документов, пояснений.
Разработчики проекта предполагают, что установление особенностей контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, позволит обеспечить единообразные подходы к проведению контроля таможенной стоимости товаров таможенными органами государств — членов ЕАЭС.