Свободный порт (порто-франко) является зоной с льготными режимами таможенного, налогового и инвестиционного регулирования. Порт Владивостока пользуется таким статусом с октября 2015 года. Как ожидается, он станет образчиком новой модели развития, направленной на интеграцию России в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) за счет активного международного сотрудничества, привлечения иностранных инвестиций и передовых технологий, развития новых форм государственно-частного партнерства.
Заманчивые перспективы
В настоящее время морской порт Владивосток – важный перевалочный пункт для промтоваров, импортируемых из стран АТР (в 2016 году через него прошло 14,3 млн грузов, что на 11,2% превышает показатель 2015 года). Внешнеторговый оборот в зоне деятельности Владивостокской таможни достиг 3,7 млн тонн при стоимости 6,5 млрд долл. Среди ввозимых товаров преобладают автотранспорт и его части, электромашины и оборудование; суда, лодки, яхты и их части; пластмассы и изделия из них. Среди вывозимых – свежая, охлажденная и мороженая морепродукция (83,5% от общей стоимости).
Учитывая, что через морские пункты пропуска Владивостокской таможни перемещается более 60% регионального товарооборота, вступление в силу Федерального закона от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» открывает большие перспективы для социально-экономического развития не только Приморья, но и всего Дальнего Востока. По прогнозам, валовый региональный продукт Приморья к 2025 году вырастет до 1,4 трлн руб. (в 2,2 раза), а всего Дальневосточного федерального округа – до 1,9 трлн руб. Количество вновь созданных рабочих мест оценивается в 108 тыс. человек. Согласно Закону № 212-ФЗ под свободным портом Владивосток (СПВ) понимается часть территории Приморского края, на которой устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской и иной деятельности. Территория свободного порта включает не только Владивосток, но и Артем, Большой Камень, Находку, Партизанск, Спасск-Дальний, Уссурийск, Лазовский, Надеждинский, Шкотовский, Октябрьский, Ольгинский, Партизанский, Пограничный, Хасанский и Ханкайский муниципальные районы, в том числе территории и акватории морских портов, расположенных на территориях этих муниципальных образований. С 2016 года к территориям СПВ были добавлены: Петропавловск-Камчатский (Камчатский край), Ванино (Хабаровский край), Корсаков (Сахалинская область), Певек (Чукотский автономный округ). Свободный порт создается на 70 лет (этот срок может быть продлен).
Управление СПВ осуществляется Наблюдательным советом – специальным федеральным органом исполнительной власти, координирующим деятельность по реализации федеральных целевых программ, а также управляющей компанией, определенной Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», или ее дочерним обществом.
Таможенный контроль
На территории СПВ применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, установленная Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18.06.2010. Решение о создании такой зоны на участке резидента принимается таможней на основании его письменного заявления в порядке, установленном ч. 13–14 ст. 163 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», и при условии оборудования и обустройства участка для целей таможенного контроля. Резидент обязан вести учет товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров, изготовленных (полученных) из них, в электронном виде. Любые хозяйственные операции с товарами, помещенными под указанную таможенную процедуру свободной таможенной зоны, отражаются в первичных учетных документах в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете.
На портовом участке, где применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, может осуществляться специальная деятельность по оказанию услуг, связанных с хранением товаров, стоимость единицы которых превышает 500 тыс. рублей, в том числе предметы роскоши, произведения искусства, антиквариат, и совершением иных операций по предпродажной подготовке, включая демонстрацию таких товаров потенциальным покупателям. Этим вправе заниматься только юридические лица.
При осуществлении таможенного и иных видов контроля в СПВ реализуется принцип «единого окна»: перевозчиком (в том числе осуществляющим ввоз товаров с территории государства, не являющегося членом Евразийского экономического союза) или лицом, действующим от его имени, в таможнюпредоставляются все сведения, необходимые для осуществления таможенного, транспортного, санитарно-карантинного, ветеринарного и фитосанитарного контроля. Документы представляются в электронном виде, заверенные цифровой подписью.
Для этих целей Дальневосточным таможенным управлением (ДВТУ) в октябре были внедрены комплексы программных средств (КПС) «Портал «Морской порт», а также автоматизированной системы таможенного оформления и таможенного контроля в автомобильных, железнодорожных и воздушных пунктах пропуска (АС «ПП»). КПС «Портал «Морской порт» предусматривает взаимодействие государственных контрольных органов и заинтересованных лиц (администрации морского порта, перевозчиков, организаций, осуществляющих погрузо-разгрузочные операции и др.) в процессе оформления товаров и транспортных средств в морских пунктах пропуска. Сегодня к нему подключены Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Пограничная служба ФСБ России, администрации морских портов и 1040 участников внешнеэкономической деятельности.
АС «ПП» обеспечивает электронный обмен информацией с государственными контрольными органами в рамках технологических карт межведомственного электронного взаимодействия. Внедрение программных средств, в том числе реализующих технологию предварительного информирования, не только позволяет участникам внешнеэкономической деятельности однократно представлять информацию, которая становится доступной для всех государственных контрольных органов, но и переводит документооборот в электронную форму, что значительно сокращает время прохождения государственного контроля на границе. Предоставление предварительной информации может производиться с помощью бесплатных сервисов в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности на сайте ФТС России по адресу edata.customs.ru.
С 23 ноября действует постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1154 «О порядке осуществления таможенными органами санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля (надзора) товаров и транспортных средств в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории свободного порта Владивосток». Согласно ему таможне были переданы функции Россельхознадзора и Роспотребнадзора.
Резиденты: права, обязанности и контроль
В соответствии с Федеральным законом от 07.03.2017 № 28-ФЗ иностранцы , въехавшие в Россию через пункты пропуска, расположенные на территории СПВ, на основании электронных виз имеют право на свободу передвижения в пределах региона, в который осуществлен въезд. Упрощенный визовый порядок распространяется на граждан 18 стран: Брунея, Индии, КНР, КНДР, Мексики, Сингапура, Японии, Алжира, Бахрейна, Ирана, Катара, Кувейта, Марокко, ОАЭ, Омана, Саудовской Аравии, Туниса и Турции. Восьмидневную электронную визу они смогут получить с 1 августа.
Для создания благоприятных условий развития транспортной инфраструктуры, привлечения инвестиций, создания и развития инновационных производств, туризма и повышения качества жизни были установлены соответствующие меры поддержки. Среди них сокращенные сроки получения разрешительной документации на капитальное строительство, отсутствие разрешений на привлечение иностранных работников, пониженные тарифы страховых взносов и налоговые ставки (на землю, имущество, прибыль), ускоренная процедура возмещения НДС (10 дней), льготные арендные ставки на недвижимость, приоритетное подключение без согласования к объектам инфраструктуры и др.
Преференции СПВ будут распространяться на резидентов – индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, которые заключили с уполномоченным органом соглашение об осуществлении деятельности и включены в реестр. В течение всего срока действия соглашения резидент обязуется осуществлять предусмотренную им деятельность и вносить инвестиции, в том числе в форме капитальных вложений. Резидент не вправе передавать другому лицу свои права и обязанности по соглашению об осуществлении деятельности.
Расторжение соглашения об осуществлении деятельности допускается по согласию сторон или решению суда. Соглашение может быть расторгнуто судом по требованию одной из сторон в связи с существенным нарушением его условий или по иным основаниям. Существенным нарушением условий соглашения со стороны резидента является:
–неосуществление резидентом предусмотренной соглашением деятельности в течение 24 месяцев начиная с даты подписания соглашения;
–невнесение инвестиций, в том числе капитальных вложений, в объеме и сроки, предусмотренные соглашением.
В соглашении могут быть указаны иные действия резидента и (или) управляющей компании, признаваемые сторонами существенным нарушением.
В случае расторжения соглашения расходы, понесенные в связи с его исполнением резидентом, не возмещаются, за исключением случая, если основанием расторжения соглашения послужило ненадлежащее исполнение его условий управляющей компанией. Резидент, не исполнивший обязательств по соглашению либо исполнивший их ненадлежащим образом, несет ответственность, предусмотренную законодательством РФ и соглашением.
Особенности осуществления государственного (муниципального) контроля на территории СПВ подразумевают следующее:
–срок проведения плановой проверки составляет не более 15 рабочих дней с даты начала ее проведения;
– в отношении одного резидента, являющегося субъектом малого предпринимательства, общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 40 часов и 10 часов – для микропредприятия в год.
В исключительных случаях (необходимости проведения сложных или длительных расследований и экспертиз) на основании мотивированных предложений уполномоченных лиц срок проверки продлевается, но не более чем на 10 рабочих дней в отношении малых предприятий и не более чем на 10 часов в отношении микропредприятий.
Контролирующие органы вправе проводить внеплановую проверку резидента по истечении 2 месяцев с даты выдачи предписания об устранении нарушений. В случае если для устранения нарушений требуется больше времени, внеплановая проверка проводится в сроки, определенные предписанием, но не позднее 6 месяцев с даты его вынесения. Срок проведения внеплановой проверки не может превышать 5 рабочих дней. При неисполнении резидентом предписания до проведения внеплановой проверки соглашение об осуществлении им деятельности может быть расторгнуто, а его статус прекращен по решению суда.
С момента реализации Закона № 212-ФЗ в корпорацию развития Дальнего Востока поступило 235 заявок на общую сумму инвестиций более 300 млрд руб. и перспективой создания более 28 тыс. рабочих мест. Сегодня резидентами СПВ являются 168 компаний с проектами на общую сумму 268 млрд руб. Из общего объема заявленных инвестиций треть приходится на Китай, Японию и Республику Корея.
Среди заявленных проектов строительство пяти жилых комплексов и двух гостиниц, предприятия по выращиванию, разведению и переработке аквакультуры, парка семейного отдыха, детской спортивной горнолыжной школы и других объектов туристской инфраструктуры, создание чаеразвесочной фабрики, завода по производству метизов и стройматериалов, разработка месторождения россыпного золота. Их планируется реализовать во Владивостоке, Уссурийске, Находке, Артеме, Хасанском и Ольгинском районах Приморья.
С 7 мая 2017 года вступил в силу Приказ Минфина России от 20.03.2017 № 45н, согласно которому компетенцией по совершению операций, связанных с регистрацией и выпуском иностранных товаров, помещаемых под процедуру свободной таможенной зоны (СТЗ), применяемой на участках территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток (за исключением товаров, ввозимых на территории портовых и логистических участков свободного порта Владивосток), обладает Владивостокский таможенный пост (центр электронного декларирования).
Проблемы и риски остаются
Несмотря на столь позитивные тренды, на территории СПВ до сих пор отсутствуют кластеры и производственные цепочки, крупные резиденты, логистические хабы. Резиденты реализуют проекты в типичных для региона отраслях (промышленности, транспорта, рыбной отрасли).Зачастую это все тот же локальный бизнес, просто перешедший с обычной на льготную систему налогообложения. Наряду с этим регион проигрывает льготным режимам в азиатских странах (средняя налоговая нагрузка в СПВ – 10,6%).
Кроме того, в Приморье сохраняются проблемы в экономической сфере. В 2016 годупрокуратурой выявлено более 14,3 тыс. правонарушений , в том числе 3,6 тыс. незаконных правовых актов (+51,2%), а также 1,8 тыс. нарушений в сфере защиты прав предпринимателей.
Нельзя не учитывать и криминализацию внешнеэкономической сферы. За минувший год по фактам контрабанды стратегически важных товаров и ресурсов таможнями было возбуждено 103 уголовных дела, что в 1,5 раза больше, чем в 2015 году, а в I квартале текущего года – 79 уголовных дел на общую сумму более 1,6 млрд руб.
Не ослабевает коррупция в таможенной сфере – 26 уголовных дел в 2016 году (2015-м – 11). Речь идет о злоупотреблениях должностными полномочиями, получении взяток за незаконный пропуск через таможенную границу коммерческой партии товаров без надлежащего оформления и уплаты таможенных пошлин, мошенничестве с использованием служебного положения.