Электронный аукцион признан несостоявшимся (все заявки отклонены) по итогам рассмотрения вторых частей заявок. По истечении какого срока заказчик может внести изменения в план-график и провести запрос предложений?
И. Жаров, г. Москва
Ответ. Согласно ч. 13 ст. 69 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», если аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в нем, такой аукцион признается несостоявшимся.
В случае признания аукциона не состоявшимся по указанному основанию заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным способом в соответствии с ч. 4 ст. 71 данного закона.
Закон № 44-ФЗ не устанавливает срок, в течение которого заказчик обязан внести изменения в план-график при описанных в вопросе обстоятельствах. Очевидно, что соответствующие изменения могут быть внесены в план-график в любой момент после признания электронного аукциона несостоявшимся.
Согласно ч. 14 ст. 21 Закона № 44-ФЗ внесение в соответствии с ч. 13 данной статьи изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за десять дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом. Аналогичное правило содержится в п. 11 Требований к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 554 (далее – Требования). При этом, как следует из ч. 15 ст. 21 Закона № 44-ФЗ, утвержденный заказчиком план-график и внесенные в него изменения подлежат размещению в ЕИС в течение трех рабочих дней с даты утверждения или изменения плана-графика, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.
Буквальная формулировка ч. 15 ст. 21 Закона № 44-ФЗ указывает на то, что законодатель разделяет момент внесения изменений в план-график и момент размещения таких изменений в ЕИС. Поэтому, на наш взгляд, использованная в ч. 14 ст. 21 Закона № 44-ФЗ и п. 11 Требований формулировка допускает два варианта толкования.
Первый вариант: можно предположить, что сроком в 10 дней до дня размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом ограничена непосредственно сама возможность внесения изменений в план-график, размещенный в ЕИС, соответствующим распорядительным документом (приказом, решением руководителя, далее – документ об изменении). При таком прочтении три рабочих дня, упомянутые в ч. 15 ст. 21 Закона № 44-ФЗ, должны включаться в установленный ч. 14 данной статьи десятидневный срок. В таком случае в ЕИС соответствующие изменения в план-график должны быть отражены в лучшем случае за 7 календарных дней до даты размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки или направления приглашения принять участие (заключения контракта). Однако разъяснений в практике, подтверждающей правомерность применения описанного подхода, нам обнаружить не удалось.
Второй вариант: напомним, что контрактная система в сфере закупок основана на принципах открытости и прозрачности (ст. 6, 7 Закона № 44-ФЗ), предполагающих свободный и безвозмездный доступ к информации о закупках, обеспечиваемый, в частности, путем ее размещения в ЕИС. Из этого следует, что любое действие заказчика, а также участников закупки должно быть открытым и доступным для всеобщего сведения (в противном случае это ставило бы участников закупки в неравное положение и нарушало бы еще один принцип контрактной системы – принцип обеспечения конкуренции, гарантированный ст. 8 Закона № 44-ФЗ). Полагаем, что сказанное необходимо принимать во внимание при толковании ч. 14 ст. 21 Закона № 44-ФЗ, п. 11 Требований и определении предусмотренного указанными нормами десятидневного срока. В этом смысле положения ч. 14 ст. 21 Закона № 44-ФЗ и п. 11 Требований направлены на то, чтобы поставить в известность потенциальных участников закупки и контролирующие органы об изменениях в плане-графике. А отсюда, как нам представляется, вытекает второй вариант толкования, предполагающий, что указанный десятидневный срок должен исчисляться со дня размещения сведений об изменении плана-графика в ЕИС, то есть представляет собой минимально возможный срок со дня размещения для общего доступа включенной в план-график информации о планируемой закупке до даты начала такой закупки. Именно такие разъяснения дают представители Минэкономразвития России (Письма от 21.09.2016 № Д28и-2477, от 17.02.2016 № ОГ-Д28-1814).
Как показывает правоприменительная практика, решая вопрос о привлечении заказчика к ответственности, контролирующие органы также исчисляют упомянутый десятидневный срок с момента размещения изменений в план-график в ЕИС, а до ввода ЕИС – на официальном сайте (решения УФАС по Санкт-Петербургу от 08.09.2016 № 44-3377/16, ФАС от 05.08.2015 № К-937/15, УФАС по Челябинской области от 08.07.2016 № 508-ж/2016, УФАС по Челябинской области от 01.07.2016 № 490, а также п. 17 Вопросов-ответов с официального сайта УФАС по Кировской области за февраль 2015 года). Таким образом, на наш взгляд, упомянутый выше десятидневный срок должен исчисляться со дня размещения сведений об изменении плана-графика в ЕИС.
Согласно ч. 3 ст. 83 Закона № 44-ФЗ извещение о проведении запроса предложений размещается заказчиком в ЕИС не позднее чем за пять дней до даты проведения такого запроса. Следовательно, запрос предложений в вашей ситуации может быть проведен по истечении пятидневного срока со дня размещения в ЕИС извещения о его проведении.