Фонд Calvert 22 и PwC в России представили результаты исследования ряда современных мегаполисов как мест для реализации потенциала творческих людей, попытались подсчитать креативный капитал городов и составить его индекс. В рамках бенчмаркинга — специального проекта, разработанного в рамках индекса креативного капитала, исследователи сравнили положение лидера российского рейтинга — Москвы с положением общепризнанных международных центров креативности.
Современный мегаполис как место жизни и деятельности творческого человека, пишут исследователи, немыслим без диверсифицированной сферы услуг, насыщенной культурной жизни, без повседневно доступных комфортных пространств, интересных событий, образовательных программ и предпринимательских возможностей. Судя по представленному PwC проекту, развитие этих ресурсов считается важнейшей задачей во всех тех городах, которые стали лидерами креатива, — в Берлине, Нью-Йорке, Лондоне, Сеуле. Во всех них властями эффективно реализуются мероприятия для стимулирования творческой активности. Про Москву в исследовании тоже говорится тепло.
В Берлине методично приманивают креативных специалистов
В презентации PwC не делается упор на сравнение предпринятых властями мер для стимулирования творчества, однако работа исследователей позволяет делать такое сравнение читателям, и это любопытно.
Более десяти лет назад мэр Берлина Клаус Воверайт попробовал привлечь в город креативных специалистов слоганом Berlin is poor, but sexy. Дешевая аренда сделала Берлин особенно привлекательным для молодых креативных европейцев. Аренда однокомнатной квартиры в центре Берлина в среднем отнимет только треть заработной платы, тогда как в Нью-Йорке, Москве и Лондоне — около 2/3.
Бизнесом и властями города была запущена государственная программа Create Berlin, ориентированная на укрепление сотрудничества между индустрией дизайна и городской администрацией. Программа оказалась эффективной, и теперь отмечается такое ее качество, как открытие прямого доступа «лучшим умам Берлина» к городской администрации в случае необходимости.
На сегодня креативный сектор Берлина составляет 8,5% от экономики города. Это третий показатель после Лондона и Нью-Йорка. Основную часть креативной экономики составляют теле- и радиовещание (11%), издательская деятельность (20%), сфера цифровых технологий (16%) и музыкальная индустрия (6%). За последние пять лет доля креативного сектора в занятости города выросла на 15% и составила 12,3%, и сейчас в креативном секторе занят почти каждый восьмой работник Берлина. Динамика развития креативного сектора Берлина не имеет равных среди исследуемых городов. Темп его роста более чем в два раза превышал темп роста всей экономики города. Так, если в 2009 г. креативный сектор занимал менее 8% от ВРП, то уже к 2014 г. его вклад в экономику Берлина превысил 10%.
В Лондоне особое внимание уделяют ночной жизни города
В начале 1980-х в городе разработали стратегию поддержки креативных и культурных индустрий. Ключевые стратегии национального масштаба, которые максимально содействовали становлению креативных отраслей̆ Лондона, — это внедрение инноваций в образование и (до недавнего времени) открытая миграционная политика, которая обеспечила предприятиям необходимый приток талантливых профессионалов.
Программа Tech City, запущенная в 2010 г. премьер-министром Великобритании Джеймсом Кэмероном, направлена на поддержку digital-индустрии города и развитие технологического кластера в восточной части Лондона, известного как London Tech City, или Silicon Roundabout. Кроме того, отмечают исследователи, власти города содействуют развитию ночной жизни и развлекательной инфраструктуры. В 2016 г. была создана комиссия по ночной жизни и учрежден пост «ночного мэра», призванного управлять «ночной экономикой» города. Предполагается также реализация программы 24 Hours London, задача которой — превращение столицы в мировой центр круглосуточного культурного и развлекательного досуга. В рамках программы время работы объектов культуры и искусства будет значительно увеличиваться.
В креативном секторе Лондона занят каждый восьмой работник, а его общий вклад в экономику города превышает 11%, это самый высокий показатель среди анализируемых городов. За последние пять лет динамика роста креативного сектора Лондона (8%) превысила общий рост экономики (5%). Наиболее интенсивно росли сферы архитектуры (на 22% ежегодно), рекламы и маркетинга (на 20%), а также сферы, относящиеся к «культурной экономике». «Культурная экономика» занимает девятую часть (12%) всего креативного сектора города, тогда как в других мировых креативных столицах значение варьируется в диапазоне от 4 до 8%. Среднегодовой темп роста сегмента «Ремесла» составил 17,5%, а сфера музыки, изобразительного и исполнительского искусства — на 11%.
В Нью-Йорке упирают на развитие медиа
За последнее десятилетие креативные индустрии стали наиболее быстро растущим сегментом экономики Нью-Йорка, опередив традиционно успешные для экономики города сферы, такие как финансы, страхование и юридические услуги. Город специально не инвестирует в развитие креативных отраслей, но твердые гарантии прав всех видов собственности и развитая инфраструктура обеспечивают рост инновационных индустрий.
Тем не менее власти предпринимают некоторые усилия. С 2006 г. В Нью-Йорке при содействии мэра и некоммерческой организации Brooklyn Workforce Innovations была открыта образовательная программа Made in NY с целью обеспечить население с низким уровнем дохода рабочими местами на начальных позициях в сфере кинопроизводства и телевидения, а также привлечь новые кадры в развитие индустрии. В рамках проекта в Sunset Park был создан кампус, где креативные специалисты обучаются и работают над своими проектами.
Креативные кластеры Нью-Йорка сегодня являются домом для 28% всех фешн-дизайнеров Америки, 14% режиссеров и продюсеров, а также 12% редакторов всех печатных медиа. В основе креативного сектора Нью-Йорка лежит сфера «Медиа» (50,5%). Следом идет сектор «Дизайн и архитектура», занимающий четверть размера креативной экономики. В отличие от других городов, в которых ИТ-индустрия играет более значительную роль, в Нью-Йорке цифровые технологии занимают только третье место (18%). В соотношении вклада в рост валовой добавленной стоимости креативного сектора также преобладает сфера «Медиа» (45%), далее идет сфера «Дизайн и архитектура» (29%), цифровые технологии и «культурная экономика» занимают 21 и 5% соответственно. Среднегодовой темп роста креативного сектора Нью-Йорка составил 5%, в то время как остальная часть экономики росла на 3,8% в год. Каждый девятый житель Нью-Йорка занят в креативной экономике. В городе живет и работает более 9% всех креативных специалистов страны.
В Сеуле есть министерство науки, информационно-коммуникационных технологий и прогнозирования
С 2012 г. в Корее была разработана стратегия реализации государственной политики в отношении креативных индустрий. В рамках стратегии также было создано министерство науки, информационно-коммуникационных технологий и прогнозирования, запущена программа K-move, предназначенная встроить Южную Корею в международный креативный рынок и стимулировать местных молодых специалистов к выезду за границу для получения опыта и образования.
В структуре креативной экономики Сеула преобладает сфера цифровых технологий (около 50%), следом идут медиа (29%), дизайн и архитектура (19%), сфера «Искусство и культура» занимает лишь 3% от размера креативного сектора. Жители Сеула имеют большие возможности для получения образования в области креативных индустрий. Половина вузов города предлагает творческие дисциплины для изучения. Особенно большой выбор программ у студентов есть по направлениям «Искусство и дизайн» и Music & Performing Arts. Почти 75% студентов Сеула обучаются в вузах, входящих в рейтинг лучших вузов THE. По этому показателю Сеул уступает только Лондону.
Москва входит в пятерку лидеров по объему рекламных услуг
Большую часть экономики Москвы составляет сектор торговли, на втором месте находится деятельность, связанная с бизнес-услугами, научными исследованиями, разработками, а также информационными технологиями. Промышленность по объему добавленной стоимости занимает третье место.
В Москве находятся штаб-квартиры крупнейших венчурных фондов — Runa Capital, IMI, VC, ru-Net Ventures. Креативные индустрии не фиксируются официальной статистикой РФ, однако, по данным развития отдельных направлений, можно выделить ключевые направления этого сектора. Москва входит в пятерку городов мира, лидирующих по объему рекламных услуг.
В 2013 г. правительство Москвы инициировало создание проекта «Портал поставщиков» (его особенностью является предоставление закупок малого объема) специально для повышения возможностей участия малого и среднего бизнеса в работе с государственными тендерами и закупками. В исследовании отмечается, что московская администрация ведет активную политику вовлечения жителей в обсуждение общественных проблем, запуская специальные сервисы и порталы оперативной связи с представителями власти. Одним из ярких примеров является созданный в 2014 г. по инициативе властей Москвы проект «Активный̆ гражданин», позволяющий проводить как общегородские, так и локальные голосования по широкому спектру общественных тем.
За последние три года уровень занятости в креативном секторе Москвы показал отрицательную динамику. Кризис 2014 г. и последующая оптимизация трудовых ресурсов заметно отразились на сферах «Медиа» (–22% за 2010—2015 гг.), «Дизайн и архитектура» (–5%), «Искусство и культура» (–5%), а также на сфере информационных технологий (–10%). Значительная часть работников перешла в разряд самозанятых (фрилансеров).
Темпы роста вклада креативного сектора в ВРП Москвы значительно превосходят аналогичные показатели других городов, уступая только Берлину. Так, если общий объем экономики Москвы ежегодно рос на 12%, то креативный сектор столицы — на 22%. Основными драйверами столь стремительного роста стали сферы «Цифровые технологии» (+41% ежегодно), «Дизайн и архитектура» (+20% ежегодно), а также сфера «Культура и искусство» (+14% ежегодно). Темпы роста сферы «Медиа» были несколько ниже среднего для всей экономики уровня и составили 7%.
Москва показала наиболее интенсивный среди исследуемых городов рост валовой добавленной стоимости в сфере «Цифровые технологии» (+207% за 2010—2015 гг.), в 3,3 раза превышающий рост ВРП Москвы за тот же период. Рынок труда Москвы обладает наиболее высоким уровнем доступности свободных креативных специалистов в сферах «Медиа» и «Культура и искусство».