В пятницу, 16 июня, состоится очередное заседание совета директоров ЦБ, на котором, как предполагает аналитик Промсвязьбанка Роман Насонов, ключевая ставка будет понижена на половину процента.
Почва для этого шага подготовлена, объясняет Р. Насонов. 5 июня, выступая в Госдуме, председатель ЦБ Эльвира Набиуллина сообщила о намерении Банка России снизить ключевую ставку на 25 или 50 б.п. на предстоящем заседании. Таким образом, интрига заключается лишь в том, какой шаг выберет совет директоров.
Большая часть аналитиков, в том числе Р. Насонов, склоняется к тому, что ключевая ставка будет снижена на 50 б.п., до 8,75% годовых. Упоминание о такой возможности в официальном выступлении председателя ЦБ следует оценивать как сигнал для участников финансовых рынков.
Аналитик Промсвязьбанка напоминает, что перед апрельским заседанием, на котором большинство аналитиков ожидало снижение ставки всего на четверть процента, Э. Набиуллина выступила с подобным же заявлением, выделявшимся на общем фоне осторожной риторики представителей ЦБ. Поэтому, очевидно, еще одно снижение ключевой ставки на 50 б.п. не должно стать сюрпризом для рынков и будет вполне последовательным шагом в проводимой регулятором денежно-кредитной политике.
Тем более что динамика ключевых макроиндикаторов позволяет это сделать. С фундаментальной точки зрения, для продолжения цикла смягчения денежно-кредитной политики сравнительно быстрыми темпами есть все предпосылки. Согласно данным Росстата, инфляция по итогам мая осталась на апрельском уровне — 4,1% в годовом выражении, несмотря на неожиданное ускорение роста цен на плодоовощную продукцию. Показатель базовой инфляции, который не учитывает ее наиболее волатильные компоненты, опустился до 3,8%, и находится на 0,2 п.п. ниже долгосрочной цели (таргета) ЦБ — 4,0%.
Р. Насонов уверен, что именно это станет главным аргументом в пользу полупроцентного снижения ключевой ставки. По оценке аналитиков ЦБ, данной в недавнем обзоре ЦБ «Динамика потребительских цен», в мае темп прироста потребительских цен с исключением сезонности снизился по сравнению с апрелем и составил 0,3%. Этот уровень соответствует траектории базового прогноза Банка России для достижения 4% инфляции в конце 2017 г.
В комментариях также отмечается, что существенного ухудшения конъюнктуры рынка овощей и фруктов из-за плохих погодных условий в европейской части России не ожидается, и годовая инфляция в ближайшие месяцы будет находиться все на том же уровне — около 4%. Кроме того, несмотря на десятипроцентное падение нефтяных цен после заседания ОПЕК, курс рубля остается стабильным, что снижает инфляционные риски на ближайшие месяцы. А инфляционные ожидания населения в мае, согласно данным опросов, опустились до минимальных значений с начала наблюдений — 10,3% после 11,0% в апреле!
Тем не менее у варианта снижения ключевой ставки на 25 б.п., скорее всего, также найдется немало сторонников, уверен аналитик Промсвязьбанка. Во-первых, исходя из среднесуточных темпов роста цен, по состоянию на прошлую неделю инфляция в годовом выражении немного отдалилась от цели ЦБ, поднявшись с 4,1 до 4,2%. Причиной стало более более сильное, чем в прошлом году, удорожание плодоовощной продукции, цены на которую в первую неделю июня поднялись на 1,3%.
Во-вторых, инфляционные ожидания населения, несмотря на активное снижение в последние месяцы, все еще очень далеки от цели ЦБ, а большинство не верит в стабилизацию инфляции в районе 4% даже в трехлетней перспективе. Связанные с этим риски требуют более осторожного подхода к смягчению денежно-кредитной политики. По словам заместителя директора департамента денежно-кредитной политики ЦБ Андрея Липина, приближение инфляционных ожиданий к фактической инфляции при отсутствии шоков может занять еще полтора года.
На повышенном уровне остается и трендовая инфляция: оценка ее годовых темпов в апреле 2017 г. снизилась лишь на 0,1 п.п., до уровня 6,6%. Как отмечается в июньском обзоре ЦБ «О чем говорят тренды», «повышенный уровень трендовой инфляции указывает на риски отклонения инфляции от целевого уровня на среднесрочном горизонте, снижению которой будет способствовать плавность смягчения денежно-кредитной политики».
В-третьих, следует помнить об инфляционных рисках, связанных с восстановлением потребительского спроса в условиях выхода экономики из кризиса. По данным Росстата, годовой темп роста оборота розничной торговли в апреле впервые с декабря 2014 г. вышел из отрицательной зоны, показав нулевую динамику после спада на 2,8% в феврале и на 0,4% в марте.
Вышесказанное позволяет Р. Насонову сделать прогноз: даже если ключевая ставка будет снижена на полпроцента, до 8,75%, к концу года она вряд ли опустится ниже 8,5%.
Что касается валютного курса, то в последнее время он консолидируется в диапазоне 56—57 руб. за доллар. Выбор регулятора — на четверть или половину процента сокращать ключевую ставку — вряд ли окажет серьезное воздействие на российскую валюту. Ослабления рубля можно ожидать в случае сообщений о готовности ЦБ вернуться к практике пополнения золотовалютных резервов, но пока аналитик оценивает такую возможность как маловероятную. В целом, давление на рубль со стороны нефтяных котировок сейчас уравновешивается позитивным взглядом инвесторов на валюты развивающихся стран, поэтому аналитик Промсвязьбанка прогнозирует, что в ближайшее время курс доллара будет оставаться вблизи текущих значений.