Министерством юстиции Российской Федерации подготовлен проект исполнительного кодекса Российской Федерации. Он призван обеспечить регулирование деятельности судебных приставов, а также процедуру взыскания долгов с граждан, являющихся заемщиками. В случае его принятия Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» утратит силу.
Электронный кабинет
По сравнению с Законом № 229-ФЗ, исполнительный кодекс выглядит более понятным для рядового гражданина, столкнувшегося с исполнительным производством. Документ разделен на 16 глав и включает 85 статей, регламентирующих цели, задачи, принципы исполнительного законодательства Российской Федерации, виды исполнительных документов, прописывает права и обязанности судебного пристава-исполнителя, порядок установления, исчисления, приостановления и возобновления продления сроков в исполнительном производстве, исполнительные действия и меры принудительного исполнения.
В проекте исполнительного кодекса содержится целый ряд крайне интересных нововведений, которые могут повысить эффективность исполнительного производства. В первую очередь это использование современных информационно-коммуникационных технологий в исполнительном производстве.
В пункте 6 ст. 8 проекта исполнительного кодекса РФ подчеркивается, что орган принудительного исполнения (служба судебных приставов) создает информационный ресурс – электронный кабинет, который обеспечивает взаимодействие судебного пристава-исполнителя со сторонами исполнительного производства посредством направления и получения постановлений и иных документов в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Это нововведение серьезно упрощает и работу судебных приставов-исполнителей, и положение сторон исполнительного производства. Электронный кабинет позволит судебному приставу-исполнителю размещать принятые постановления, направляемые сторонам извещения, сведения о предпринятых исполнительных действиях, а сторонам – направлять в электронном виде заявления, ходатайства, исполнительные документы.
До последнего времени информация об исполнительном производстве предоставлялась только в отделениях службы судебных приставов, что требовало значительных временных затрат: представитель одной из сторон исполнительного производства должен был собраться и выехать в установленные рабочие часы в отделение службы судебных приставов, дождаться приема у специалиста и лишь тогда получить информацию. Естественно, что возможность использования электронного кабинета представляет собой существенную экономию сил, времени и даже финансовых средств и для сторон исполнительного производства, и для судебных приставов-исполнителей.
Судебный пристав-исполнитель также получает возможность выносить постановление по исполнительному производству в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Таким образом, внедрение электронного документооборота позволяет существенно минимизировать технические издержки исполнительного производства, повысить его динамичность, оперативность принятия решений судебными приставами-исполнителями. Однако использование электронных информационно-коммуникационных средств в исполнительном производстве требует дальнейшей разработки, поскольку остается невыясненным ряд вопросов, относящихся к подтверждению обратной связи между судебным приставом-исполнителем и сторонами исполнительного производства.
Полномочия могут быть шире
В проекте исполнительного кодекса достаточно детально прописываются полномочия судебного пристава-исполнителя в отношении сторон исполнительного производства. В частности, судебный пристав-исполнитель, согласно п. 1 ст. 9 проекта ИК РФ, получает право производить задержание участников исполнительного производства на время совершения исполнительных действий, но не более чем на три часа.
В компетенцию судебного пристава-исполнителя включается контроль над перемещением должника за пределы Российской Федерации. В частности, пристав получает возможность устанавливать временные ограничения на выезд должника за пределы Российской Федерации. Судебный пристав-исполнитель получает возможность объявления должника в розыск, производства разыскных мероприятий, осуществления розыска имущества должника, розыска ребенка.
Также в п. 1 ст. 9 настоящего проекта подчеркивается право судебного пристава-исполнителя на доступ в помещения и хранилища, занимаемые или принадлежащие должникам, производство осмотра данных помещений и хранилищ, их вскрытие, на основании определения суда – на проведение данных действий в отношении помещений и хранилищ, которые занимаются другими лицами или принадлежат другим лицам.
В проекте исполнительного кодекса специально прописывается право судебного пристава-исполнителя обращаться за содействием в другие органы государственной власти, включая органы внутренних дел, федеральной службы безопасности, федеральной службы войск национальной гвардии, органы по предотвращению чрезвычайных ситуаций и органы местного самоуправления.
Расширение полномочий и прав судебных приставов-исполнителей направлено на исправление сложившейся ситуации, когда во многих случаях судебные приставы-исполнители фактически оказывались бессильными перед сторонами исполнительного производства, целенаправленно не желавшими исполнять их предписания.
Однако предоставляемое в проекте исполнительного кодекса судебному приставу-исполнителю право проводить задержание сторон исполнительного производства на срок не более трех часов также является спорным. В случае задержания гражданина сотрудником полиции задержание имеет под собой определенные основания: установление личности, совершение административного правонарушения или преступления. Но понятие «сторона исполнительного производства» весьма расплывчатое, это не только находящийся в розыске должник или злостный неплательщик, но и сам взыскатель.
Защита прав сторон
В новом исполнительном кодексе РФ целая глава 9 посвящена защите прав и законных интересов сторон исполнительного производства.
В частности, в ст. 52 настоящей главы прописываются сроки и порядок обжалования постановления судебного пристава-исполнителя и должностных лиц органа принудительного исполнения, их действия (бездействие) в порядке подчиненности. Предусматривается возможность подачи жалобы на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя вышестоящему начальству, рассматривается детально порядок составления и направления жалобы.
Также предусматривается возможность оспаривания действий судебного пристава-исполнителя в судах Российской Федерации, в том числе по результатам оценки имущества, спорам о принадлежности имущества, на которое обращается взыскание, о возмещении вреда и убытков и т. д.
Вместе с тем в исполнительном кодексе следовало бы более детально прописать и порядок защиты гражданами своих законных прав и интересов в случае их нарушения сотрудниками органов принудительного исполнения, так как это повысило бы возможность граждан защитить себя и свое имущество в случае нарушения закона со стороны судебных приставов-исполнителей.
Розыск ребенка
Отдельно следует отметить более детальное изложение процедуры исполнительного розыска органами принудительного исполнения. Данному вопросу посвящена ст. 71 «Исполнительный розыск» главы 10 «Исполнительные действия. Меры принудительного исполнения» проекта исполнительного кодекса РФ.
С учетом большого количества ситуаций, связанных с незаконным вывозом и удержанием ребенка, в проекте кодекса прописывается, что судебный пристав-исполнитель объявляет розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании или о передаче ребенка, о порядке общения с ребенком, возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка.
Такое внимание к вопросам розыска детей является большим прогрессом в направлении нормативного упорядочивания данной процедуры. В исполнительном кодексе специально оговаривается обязанность судебного пристава-исполнителя сотрудничать с органами опеки и попечительства, с законными представителями, опекунами ребенка.
Вопросы остаются
Несмотря на очевидные положительные результаты, достигнутые в процессе разработки проекта исполнительного кодекса, все же следует отметить и его определенные минусы. На наш взгляд, они связаны с определенной «сыростью» документа, который, как представляется, разрабатывался достаточно быстро и в целях предоставления пилотного проекта, который потом будет дорабатываться и обсуждаться.
Очевидно, что в кодексе упускаются многие важные моменты, которые на практике способны существенно дезорганизовать и действия сторон исполнительного производства, и работу судебных приставов-исполнителей. Например, в проекте ИК РФ не прописано право взыскателя подавать исполнительный документ для возбуждения исполнительного производства главному судебному приставу субъекта Российской Федерации. Но ведь заявитель может не располагать информацией о конкретном подразделении Федеральной службы судебных приставов, значит, отсутствие возможности подачи документа главному судебному приставу может стать серьезным препятствием для защиты прав и интересов граждан. Тем более что взыскатель может не обладать сведениями о том, в какое подразделение службы судебных приставов ему необходимо подавать исполнительный документ в условиях отсутствия данных о месте регистрации или проживания должника.
Глава 6 «Извещения и вызовы в исполнительном производстве» исполнительного кодекса содержит весьма интересный момент. В статье 46 «Случаи, при которых сторона исполнительного производства считается извещенной» подчеркивается, что сторона исполнительного производства считается извещенной, если извещение в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, направлено адресату посредством CMC-сообщения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.
Однако в этой ситуации отсутствует обратная связь с судебным приставом-исполнителем. Сторона исполнительного производства не может подтвердить свою информированность о получении извещения. Между тем у гражданина, которому направлено СМС-сообщение, может быть сменен телефонный номер, может не работать средство связи, могут наблюдаться помехи со связью, наконец, он не обязан проверять содержание присылаемых СМС-сообщений. Таким образом, возможно нарушение законных прав и интересов гражданина, так как, формально считаясь извещенным, в действительности он не будет извещен о действиях по исполнительному производству. Не очень понятно, как будет работать и вызов к судебному приставу-исполнителю посредством отправки СМС-сообщения.
Таким образом, кодекс оставляет ощущение определенной недоработанности. Проект ИК РФ включает всего 85 статей против 130 статей Закона № 229-ФЗ, причем большинство статей нового ИК повторяют его статьи. Безусловно, кодекс нуждается в расширении и большей детализации. В первую очередь при дальнейшей работе над проектом исполнительного кодекса желательно было бы конкретизировать целый ряд положений, в том числе касающихся извещения сторон исполнительного производства, проведения судебными приставами-исполнителями исполнительных действий, а также уточнения процедуры задержания судебным приставом-исполнителем сторон исполнительного производства на срок не более трех часов.